В последнее время украинские автолюбители чаще стали интересоваться предложениями о продаже подержанных бронетранспортеров.

— За последний месяц количество желающих купить БТР увеличилось в 18 раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, — говорит представитель сайта по продаже новых и б/у авто Николая Росличенко. — Спрос на бронетранспортеры вырос в два раза еще в декабре прошлого года, в январе-феврале 2014 года он увеличился в семь раз, а пиковое значение было зафиксировано 3 марта.

Специалисты по продаже бывшей в употреблении техники заметили, что сейчас украинцы стали активнее интересоваться в интернете предложениями о продаже гражданских БТРов.

Николай Росличенко подчеркивает: речь идет исключительно о гражданских версиях боевых машин, списанных и проданных военными. Покупатели официально регистрируют БТРы как спецтехнику: трактор или тягач. В среднем броневой транспортер — БТР или БРДМ (бронированная разведывательно-дозорная машина) стоит от 12 до 18 тысяч долларов, хотя можно отыскать и дешевле — все зависит от года выпуска и состояния машины.

— Возможно, это как-то связано с сегодняшней ситуацией в стране, — не исключает представитель сайта продаж авто.

При этом он отмечает, что предложений о продаже БТР больше не стало.

В свою очередь реализаторы бронетранспортеров говорят, что пока интересующиеся спецтехникой прицениваются, но не покупают.

Так, Иван из Тернополя продает БТР-60 1988 года выпуска за 9 тысяч у.е. Говорит, это дешевле квадроцикла, при этом машина надежная — великолепный вездеход.

— Все документы оформлены, предусмотрены дополнительные боковые окна, скорость двигателя по трассе — 90 км/ч, по воде – 8 км/ч, есть камера заднего вида, салон обтянут ковролином, — описывает товар реализатор.

Иван признается, что броневик можно использовать только для охоты и «прогулок» по пересеченной местности: никто не разрешит портить асфальт в городе 8-тонному агрегату. К тому же расход топлива у него — 70-100 литров на 100 км.

— Если ими и стали больше интересоваться, то только из любопытства, — считает продавец. — Использовать его как боевую машину не получится: башня срезана, там дыра, закрытая брезентом. Да и покупатели, интересующиеся техникой, ни разу еще не спрашивали о возможности ее вооружения.

Роман из Киева также подтверждает: уровень продаж гражданских БТРов на прежнем уровне. В основном берут любители охоты, лесные хозяйства или спортивные и оздоровительные базы в Карпатах. Покупателей на его гусеничный МТ-ЛБ (многоцелевой транспортер (тягач) легкий бронированный) за 16 тысяч долларов еще не нашлось. В том, что из него снова можно сделать боевую машину, сомневается.

— Из воинской части они выходят демилитаризованные, оружие, водометы, приборы ночного виденья — все демонтируется, — поясняет Роман. — По сути, это очень хороший тягач и только.

Гражданские БТРы используют спасатели
В современном понимании первые БТР или бронетранспортеры появились во времена Первой мировой войны как средство транспортировки пехотинцев. Спустя столетие основное назначение этих машин не изменилось – доставка личного состава, материальных вещей, эвакуация раненых. Также существуют гражданские версии БТР, которые используются в спасательных целях в труднопроходимых местах, при ликвидации пожаров. Бронетранспортер может быть оснащен как колесным, так и гусеничным шасси в зависимости от условий эксплуатации.