«Ваш сын попал в беду – срочно нужны деньги». В Харькове активизировались телефонные мошенники, которые, играя на чувствах родителей, вымогают у них деньги якобы для того, чтобы любимое чадо не оказалось за решеткой.

«Я в СИЗО, мне грозит восемь лет...»


В такой ситуации оказалась и наша постоянная читательница Роза Чен.

– Раздался звонок на мобильный телефон с неопознанного номера. «Мама, я попал в беду – подкинули наркотики. Я в СИЗО, мне грозит восемь лет...» – все это скороговоркой, сквозь помехи, мешающие определить, действительно ли это голос моего сына, – рассказывает Роза Николаевна. –  Тут же трубку взял якобы следователь и сообщил, что моего сына задержали за хранение и распространение наркотиков, и если я не перечислю 8000 гривен на указанный им банковский счет – он даст ход делу, и сын восемь лет проведет за решеткой. Я уже ничего не соображала, мысль была только одна – надо помочь ребенку...

Женщина набрала мобильный сына, который в это время должен быть в институте, – телефон не отвечал. Позвонила родственникам и бросилась в ближайшее отделение указанного банка, чтобы отправить деньги.

– И тут позвонил сын, – вспоминает Роза Чен. – Оказывается, он был на лекции, поэтому и отключил телефон: «Мама, со мной все нормально, это мошенники, возвращайся домой...».

Но тут снова раздался звонок. «Где вы?», – поинтересовался «следователь». Женщина, убедившись, что с ребенком все нормально, решила вывести мошенников на чистую воду. Сказала, что уже в банке, но терминалом пользоваться не умеет, поэтому хочет положить деньги на счет через кассу.

– Я им говорю: «Кассир просит назвать имя отправителя» и спрашиваю – что писать? В ответ пауза... и бросили трубку, – разводит руками Роза Николаевна. – Я отключила телефон. Включила лишь, когда вернулся сын: а там пять пропущенных звонков с того же «засекреченного» номера. Когда телефон опять зазвонил, трубку взял сын: «Я брат задержанного. У мамы плохо с сердцем. Я принесу деньги в конверте – скажите куда».

Однако на  встречу вымогатели не согласились и снова потребовали положить деньги на счет.  В конце концов сын признался, что он тот самый «арестованный» – только после этого звонки прекратились.

Когда женщина рассказала эту историю на работе – оказалось, что подобные звонки поступали еще двум ее сотрудницам.

– Александр кем вам приходится? – позвонили одной из них. – Он  арестован. 

– Как это может быть, если он сейчас  в Америке?! – изумилась та.

– Надо людей предупредить, как вести себя в подобной ситуации. Потому что я на себе убедилась: в такие моменты мозги отключаются, и мать импульсивно бросается спасать ребенка, – говорит Роза Чен.

Не спешите выполнять условия аферистов


В милиции подтверждают: подобные случаи телефонного мошенничества – не редкость. Так, в январе этого года милиция задержала троих телефонных мошенников.

– Заявили сами пострадавшие. Одной из них, 65-летней пенсионерке по телефону сообщили,  что ее сын находится в милиции, и чтобы его отпустили, надо перечислить деньги, – рассказывает начальник центра общественных связей ГУ МВДУ в Харьковской области Наталья Захарова. – Женщина их тут же перевела. Лишь потом сообразила, что надо было позвонить сыну. Поняв, что стала жертвой мошенников, обратилась в милицию. В результате, была задержана супружеская пара – 23-летние мужчина и женщина, ранее неоднократно судимые. Злоумышленники действовали в сговоре с дядей одного из супругов, находящимся в местах лишения свободы в Луганской области. Мужчина методом подбора телефонных номеров звонил и сообщал, что родственники попали в ту или иную трудную ситуацию. А роль супругов заключалась в том, чтобы снимать с банкоматов деньги, поступавших от обманутых граждан. Была установлена причастность преступников к трем эпизодам. Во время обыска у них дома были изъяты банковские карты, деньги и мобильные телефоны.

В милиции дали несколько советов, как вести себя, чтобы не попасть в сети к мошенникам.

– Во-первых, не спешите выполнять условия аферистов, – подсказывает Наталья Захарова. – Во-вторых, не называйте своих близких по имени – попросите человека, который представился работником милиции, назвать фамилию, имя, отчество и дату рождения задержанного родственника. Практически в 100% случаев такой информацией преступники не обладают, поскольку набирали случайный номер. Не лишним будет уточнить, в каком именно райотделе милиции находится родственник, после чего перезвоните по «102 » и проверьте информацию. Попробуйте сразу же позвонить тому,  кто «нуждается в немедленной помощи», или людям, которые могут в данный момент быть рядом с ним.  И не забывайте, если вы пытаетесь выручить своих близких с помощью взятки – сами становитесь виновными в преступлении, предусмотренном статьей 369 УК Украины «Предложение или предоставление неправомерной выгоды должностному лицу».

Не делитесь с незнакомцами персональными данными


Представители мобильных операторов тоже не отрицают: вид мошенничества, когда абонента различными способами склоняют к перечислению денег, распространен и рассчитан, как правило, на доверчивых граждан.
 
– Законодательство запрещает телеком-операторам по собственной инициативе проверять персональные данные абонентов, историю их звонков, если на это нет разрешения от  владельца телефонного номера. Поэтому мы всегда рекомендуем абонентам, которые столкнулись с фактами вымогательства или мошенничества, сразу обращаться в милицию. Расследование фактов  шантажа и вымогательства, как и других случаев мошенничества  – это компетенция милиции, не зависимо от того, какие инструменты шантажа использовали мошенники, –  сообщил «Вечернему Харькову» директор по корпоративным коммуникациям одного из мобильных операторов Михаил Шуранов. –  Оператор со своей стороны обязан оказывать всяческую техническую помощь правоохранительным органам в подобных расследованиях.
 
Чтобы не стать жертвой мошенников, абонентам нужно внимательнее относиться к распространению своих персональных данных.

– Нельзя сообщать незнакомым людям свой номер мобильного телефона, пин-код сим карты, номер карты пополнения и др. Даже телеком-оператор не имеет права ее требовать, – говорит Михаил Шуранов. – Если абонент получает подозрительные смс или звонки, он всегда может обратиться с вопросами к своему оператору, и тот посоветует, как лучше поступить.