В жизнь каждого их нас ворвались серьезные политические сложности, вклинились они и в детство. Психологи предостерегают – это может иметь очень серьезные последствия.

И в период катаклизмов у ребенка должно быть детство


В автобусе, проезжающем мимо здания Харьковской обладминистрации, едут мама с дочкой лет пяти. Женщина показывает девочке стоящих у входа в ХОГА правоохранителей со щитами: «Посмотри, какие солдатики!». Малышка с округлившимися глазами уточняет: «Это майдановцы?!». «Нет!», – отмахивается мама. «Но они же в масках!», – настаивает ребенок.

– Я подарил бы врагам шоколадку, – охотно делится планами 4-летний Артем. – В шоколадку положил бы гранату, чтобы всех на части разорвало!

– Мой 3-летний сын постоянно просит выключить телевизор: говорит, что ему страшно надоело то, что там показывают. Он надевает игрушечную каску и собирается с дедулей на Майдан, – признается мама маленького «вояки» Татьяна. –  На прогулки выходит только с ружьем.

– Дети ранимее, чем взрослые, поэтому болезненнее воспринимают нынешнюю ситуацию. Детям сейчас страшно: они боятся за свою жизнь, их тревожит судьба семьи, – считает доцент кафедры педагогики и психологии Национального фармуниверситета, кандидат психологических наук Любовь Пляка. – До подросткового возраста все дети ведомы: до 5–6 лет они полностью проецируют на себя поведение взрослых и повторяют все, о чем говорят в семье. В начальной школе значимыми для детей становятся и учителя, но родители продолжают играть важную роль. Детям передается тревожность родителей, поэтому чтобы оградить их от негативных эмоций, не стоит обсуждать события в стране в их присутствии. Сегодня слово война употребляют где надо и где не надо, но если мы заботимся о здоровье детской психики, не стоит говорить в присутствии детей на эти темы, просматривать передачи, в которых это обсуждается.

Дети воспринимают происходящее гораздо тяжелее, уверена Любовь Пляка. Последние события в стране вызвали у взрослых обострения сердечно-сосудистых заболеваний. Последствия переживаний у ребенка с еще не сформированной нервной системой могут быть не менее серьезными. Ребенок может стать возбудим, у него может ухудшиться сон, на нервной почве могут возникнуть психосоматические заболевания (в частности, простудные – из-за ослабления иммунитета). Некоторые родители берут с собой детей на митинги – участие в массовых акциях ведет к разрушению психики и нервной системы ребенка, не сомневается специалист.

– Мудрые родители должны задать себе вопрос: «Что это даст моему ребенку? Сделает ли это его счастливым?». Поведение взрослых на митингах станет для ребенка образцом для подражания, он однозначно станет агрессивным, причем однажды эта агрессия может быть направлена на самих родителей, – считает Любовь Пляка. 

«Мне больно смотреть, как страдают мои соотечественники»


Болезненно переживают происходящее в стране и подростки.

– Я никогда не считал себя патриотом, но невозможно не обращать внимание на то, что происходит в стране, – делится 15-летний Кирилл. – Мне больно смотреть на то, как страдают мои соотечественники. Конечно, я не хочу, чтобы в стране происходило что-то подобное, но, видимо, это неизбежно.

Кирилл говорит, что поддаваться пропаганде очень глупо, поэтому анализирует новости из разных источников.

– Я ужасаюсь тому, что показывают по российскому телевидению: откровенно подтасовывают факты, «перепутывают» даты и места столкновений, местонахождение наших пограничных постов; заявляют, что российских войск в Украине нет – это всего лишь учения, – признается Кирилл. – Заявления России об ущемлении русскоязычных жителей Украины считаю надуманным предлогом для ввода войск.

Пожалуй, больше всего подростка поражает то, насколько жестко последние события раскололи украинцев: ссорятся близкие люди.

– Меня приводят в ужас видео и фото, где убивают и избивают: очень пугает, что люди не видят по другую сторону баррикад таких же людей, хотя они могут быть друзьями, соседями, родственниками. Пусть ты против них, но относись к ним по-человечески, в конце концов – все мы люди!  Во время событий на Майдане почти все мои одноклассники были на стороне «Беркута». Но при этом я заметил, что те, кто поддерживает «Беркут», – майдановцев людьми не считают: называют их «майдаунами». А вот те, кто поддерживает Майдан, более толерантны и жалеют о том, что приходится сражаться с молодыми призывниками и своими же братьями, украинцами. Но я думаю, главное – не допустить раскола среди народа – вместе не страшно, – признается подросток. – Мне, как и всем украинцам, жить в этой стране, и как и все я желаю для Украины только спокойствия.

Сегодня у нас травма нарушения собственных границ


– Слава богу, что у нас есть такие подростки, – отмечает психолог, преподаватель психологии коммунального вуза «Харьковская академия непрерывного образования» Елена Маринушкина. – Я часто слышу от подростков обратное: «Неужели вы действительно верите, что в этой стране можете что-то изменить?». Это горько и страшно – это говорит об очень глубоком разочаровании. Человек может жить и развиваться, только когда удовлетворена его потребность в безопасности. Но сегодня мы все получаем  травму – травму нарушения собственных границ. Пусть даже еще не очень осознанно, но  подросток думает о своем будущем, а в нынешней ситуации он тревожится, как будет жить завтра. В подростковом возрасте происходит самоидентификация, подростки ищут ответы на вопросы: «Кто я», «Зачем я в этом мире», «К какому миру принадлежу», и нынешние события вносят в выводы подростков свои коррективы. Особенно страдают подростки, которые идентифицируют себя как «я – украинец»: они воспринимают вторжение на территорию страны как нарушение собственных границ. Если человек во что-то очень верил, а потом был разочарован, у него исчезают духовные ценности: он становится циничным.

– Разве ребенок может решить ситуацию в стране? Нет. Главная установка для родителей: то, что сейчас происходит в стране – это проблемы взрослых, а не детей, – советует Любовь Пляка. – Нужно отвлекать детей, предлагать им другие, свойственные их возрасту виды деятельности. С малышами нужно играть не в войнушки, а развивать интеллектуальными играми. Ребенка постарше нужно нацелить на его личные проблемы: учебу, искусство, спорт. У ребенка должно быть детство, он не должен играть во взрослые игры.