Большой зал филармонии собираются реставрировать. Еще в 1991 году эксперты вынесли заключение, что зал не пригоден для эксплуатации, и опечатали его. Два месяца назад появилась надежда на восстановление уникального сооружения. Сейчас академики и доктора наук Харьковского государственного университета строительства и архитектуры обследуют здание, чтобы определить, от чего его нужно лечить.
Большой зал филармонии — одно из старейших сооружений в городе. Он был построен еще в 1829 году. Здесь пел Шаляпин, бывали Чайковский, Рахманинов, дирижировал Хачатурян, танцевала Плисецкая. В этом зале впервые в Харькове появилось электричество, здесь был показан первый в городе фильм. Директор филармонии дирижер Юрий Янко говорит, что ни в одном театре города нет такой акустики, как здесь. Некоторых артистов в свое время приняли в оперный театр именно благодаря залу: самый слабый голос здесь звучал хорошо. Бесхозяйственность и бездеятельность со стороны как руководства филармонии, так и чиновников привели к тому, что в 1991 году зал опечатали. Академик-строитель Владимир Фурсов вынес приговор: «здание непригодно для эксплуатации, и пребывание в нем людей небезопасно». Похоже было, что большой зал филармонии похоронен безвозвратно. На реанимацию тяжело больного здания требовались немалые средства, вкладывать которые в учреждение культуры никто не горел желанием.Ситуация начала меняться совсем недавно — после юбилея филармонии. Юрий Янко говорит, что в ее истории началась новая эпоха. На праздновании 75-летия филармонии присутствовали множество гостей, в том числе первые лица города и области. С Владимиром Шумилкиным филармония дружит давно, а вот губернатору Арсену Авакову ранее здесь бывать не доводилось. Тем не менее, как говорит дирижер, общий язык с руководителем области удалось найти довольно быстро. Юрий Янко устроил Арсену Борисовичу экскурсию в большой зал филармонии. Он рассказывает, что губернатор, увидев полуразрушенное, но сохранившее стиль и красоту помещение, сказал лишь одно: «Нужно делать». Слово губернатора — закон. Буквально на следующий день начальники всех причастных к реконструкции зала управлений получили четкие задания, а через две недели здесь уже работала группа экспертов в составе девяти профессоров и докторов наук. В сжатые сроки специалисты должны провести экспертизу здания и дать заключение, подлежит ли зал реставрации и что для этого потребуется.
На сегодня специалисты осмотрели лишь вестибюль, сцену, зрительный зал и сектор для артистов. По словам академика Академии строительства Украины Владимира Фурсова, того самого, который в 1991 году опечатал зал, больше всего проблем в районе сцены и амфитеатра. При строительстве зала использовалось множество деревянных конструкций, часть из них прогнила, а под амфитеатром, констатирует Владимир Фурсов, деревянные конструкции и вовсе исчезли. Академик говорит, что вернуть все это в первозданный вид будет очень сложно. В Харькове большая проблема с реставраторами по дереву. Пятнадцать лет назад здание было в лучшем состоянии, вздыхает Владимир Фурсов.
Большая часть работы у экспертов еще впереди, поэтому окончательные выводы они пока не берутся делать. Но уверяют, что реконструкции подлежит практически все, вопрос лишь в том, сколько для этого потребуется затрат.
Первые донорские вливания уже начали поступать. Миллион гривен и 120 картин уже пожертвовал концерн «АВЭК». Бюджетных денег на реконструкцию зала пока что не предвидится. Как объясняет директор филармонии, в бюджете этого года они не предусмотрены. К тому же говорить о финансировании, пока не завершится экспертиза и не будет проекта реконструкции, рановато. К первому мая эксперты должны подготовить свое заключение, после чего к работе приступят архитекторы-реставраторы. Как будет выглядеть обновленный зал филармонии и будут ли его приспосабливать под орган, тоже никто не берется говорить. Юрий Янко мечтает об оформлении в старинном стиле. Говорит, что не раз видел во сне, как дирижирует в таком зале.