Почувствовать себя в средневековом замке или на светском рауте эпохи Возрождения можно было, побывав в этот четверг в Органном зале на концерте старинной музыки, который прошел в рамках международного фестиваля «Харьковские ассамблеи». Концерт получился по-настоящему уникальным, ведь ноты многих произведений Харьков увидел впервые.
В этот вечер в Органном зале звучала музыка XIII-XVII веков, старательно собранная и записанная студентами и преподавателями Харьковского университета искусств. В концерт вошли фактически все основные жанры средневековья, ренессанса и барокко. Были здесь и религиозные мотеты тринадцатого века, и старинные песни и танцы в инструментальном переложении, и ренессансные фантазии. Среди авторов — как анонимные композиторы, так и такие яркие представители старинной музыки, как Франческо Домелано и Луис Мелан. Как и полагается старинной музыке, звучала она в исполнении старинных же инструментов — клавесина, колесной лиры и лютни ну и, конечно, классических скрипок и гитары. Ноты для этих инструментов ребята расписывали сами, «снимая» на слух с пластинок и компакт-дисков. Пришлось расшифровывать и старинные табулатуры, которыми до XVII века записывалась музыка.… А началось все с идеи молодого преподавателя Харьковского университета искусств Екатерины Штифановой, которая год назад предложила ввести в программу консерватории курс старинной западноевропейской музыки. У самой Екатерины увлечение музыкой XIII-XVII веков началось еще со студенческой скамьи. Тогда же и возникли первые проблемы — где взять ноты? Екатерина посетила консерваторскую студию звукозаписи и на слух со старых пластинок «сняла» некоторые произведения. Затем нашла старинные табулатуры, которые состояли из картинок, цифр и букв, показывающих, как музыкант должен располагать руку на инструменте.
Через некоторое время у Екатерины появился первый единомышленник среди студентов, гитарист Иван Евтушенко, который к тому времени начал осваивать лютню. Этот диковинный инструмент он привез из Беларуси, где, по его словам, традиции Речи Посполитой и средневекового рыцарства еще очень даже живы. «Пересесть» с шестиструнной гитары на тринадцатихордную лютню оказалось не так уж просто, однако интерес к старине оказался сильнее: «Лютня мыслится только в аспекте той эпохи, в которую она существовала, — объясняет Иван Евтушенко. — На ней можно сыграть только барочный репертуар. Сегодня существует множество табулатур, которые предстоит еще расшифровать. Эта музыка оказывается потрясающе интересной для современных людей. Видимо, нам не хватает той прелести, которая кроется в этой музыке, поэтому мы к ней и тянемся».
Со временем вокруг Екатерины Штифановой сформировался ансамбль — восемь студентов, которые и подарили Харькову музыку, которую город услышал впервые.