По выходным на главной площади Харькова снова и снова собираются митингующие, призывающие к проведению референдума по вопросу федерализации страны.

Чем может быть чревата в нынешних условиях  эта инициатива, «Вечерний Харьков» поинтересовался у политологов.

Игорь Гридасов: «Федерализация дает инструменты сепаратистам»


– Вопрос федерализации сегодня в Украине очень политизирован. Исторически, как правило, федерации создавались на основе объединения уже существующих государств или территорий в одно государство. Основное отличие федерации от унитарного государства, коим Украина является по Конституции, заключается в том, что субъекты федерации теоретически имеют право выйти из состава федерации. Но решение это, как правило, принимается на уровне государства. Например, любой штат теоретически может выйти из Соединенных Штатов Америки. Но когда в 1861 году южные Штаты вышли из состава Америки – началась гражданская война. Любая республика теоретически могла выйти из  состава СССР, а практически – нет.  При этом Испания или Великобритания – это унитарные государства. Однако по результатам референдума Шотландия может выйти из состава Британии, а Каталония – из состава Испании. То есть особой разницы в этом вопросе между федеративными и унитарными государствами нет – гораздо большее значение имеет политическая ситуация.

Если рассматривать этот вопрос с точки зрения нынешней ситуации в Украине, то сегодня ее федерализация  дает дополнительные инструменты для сепаратистов.
Сценарий может быть следующим: допустим, Украина стала федеративным государством. Граждане отдельной республики заявляют: нам эта федерация не нравится, давайте рассмотрим вопрос о выходе из нее. Обычно во всех федерациях на законодательном уровне прописывается порядок выхода субъекта из состава федерации. И, как правило, решается этот вопрос не на местном уровне субъекта федерации, а на уровне общенационального референдума. Но это лишь в том случае, если все происходит по закону, а если нет – то отсоединиться можно и путем вооруженного восстания, и путем вторжения иностранных войск.  То есть для наших реалий теоретически выйти из федеративного государства проще, нежели из унитарного.

Причем федерализация предполагает, что только вся Украина может стать федеративным государством. Так, ФРГ  разделена на земли, Америка – на штаты, Россия – на области и республики – все это федерации. Таким образом, лишь Харьковская область, например, субъектом федерации стать не может, если вся остальная Украина останется унитарной. Тогда субъектами федерации Украины должны стать все области либо  сформированные на их основе территориальные образования. И решение принимается не референдумом, проведенным в отдельно взятом Харькове, а на всеукраинском уровне.

К слову, при федерализации появляются три уровня власти: во-первых – избранные территориальные власти (городские, поселковые, сельские советы и т. п.), во-вторых – власти субъекта федерации (штата или области, либо автономной республики), в-третьих – столичная власть. И все они друг с другом  конкурируют – за  деньги, за голоса избирателей и наделены полномочиями в своих пределах.

Альтернативой федерализации может быть децентрализация власти. Ведь по сути и сторонники федерализации и приверженцы унитарного государства говорят об одном и том же: о передаче больших полномочий на места, о выборности всех местных органов власти, о перераспределении финансирования. Только одни называют это федерализацией, а другие – децентрализацией власти. 

Валерий Дудко: «Проблема как таковая надумана»


– В отношении инициативы с федерализацией наблюдаются две тенденции. Это затухание общего процесса выступлений абсолютно во всех областях на юго-востоке Украины и вовлечение в  процесс определенного электората. Наиболее ярко это проявляется в Донецке и Харькове. В Харькове, в частности, федерализацию инициируют ряд «товарищей», которые финансируются Россией. Эти люди под видом критики нынешней власти инициируют в общем-то гражданский процесс обсуждения проблемы. Но на самом  деле проблема как таковая надумана. Не может Харьковская область проводить референдум и требовать отторжения от Украины. Но даже если такой референдум провести – результат будет  отрицательный, поскольку больше 60% населения Харьковской области заявят о том, что хотят остаться в составе Украины.

Если же говорить о децентрализации власти, то уже озвучиваются идеи смещения центра управления на места. Если нынешняя власть повысит степень участия громады в управлении государством – то мы с вами заживем хорошо. В первую очередь, за счет перераспределения  налогов, которые Харьковская область сейчас отдает в Киев (а это 70%), так что львиная часть бюджета окажется на месте. И у нас появятся красивые дороги, аккуратные тротуары и  счастливые люди на улицах.

Андрей Лукашов: «Местные власти окажутся неуязвимы»


– Надо понимать, что такое федерализация. Ведь кроме этого слова мы больше ничего не слышим – в частности, что конкретно имеется в виду под федерализацией. Пусть ее сторонники предложат проект федерализации, где будет четко прописано, что они вкладывают в это понятие, – а мы посмотрим, что конкретно предлагается, и тогда уже появится тема для обсуждения. Более того, это вопрос не местных инициатив – а всеукраинского референдума, поскольку так не бывает, что полстраны живет федеративным устройством, а вторая – унитарным. В Конституции Украины (ст. 2) закреплена унитарная форма устройства государства. И чтобы ввести федерализацию – нужно внести изменения в Основной Закон. Но Конституцию нельзя изменить на уровне местечковых собраний.

А поскольку спикеры, которые защищают идеи федерализации, в основном пророссийские, то становится понятно, к чему все это, собственно, ведется. В нынешних условиях федерализация однозначно дает дополнительные инструменты для сепаратистов. Потому что таким образом местные власти оказываются во многом неуязвимы для центральной власти. Если при нынешней – унитарной форме государственного устройства Украины  есть несколько веток власти, которые друг за другом могут приглядывать: исполнительная, предствительская, судебная и т. д., то при федерализации территории фактически не подконтрольны центру.