Морской тральщик «Черкассы» стал последней воинской частью из украинского черноморского флота в Крыму, доставшейся россиянам.

«Черкассы» был единственным кораблем, для захвата которого россиянам понадобились масса вооруженных и отлично подготовленных спецназовцев, три катера, два вертолета и буксир. Как это было, «Вечернему Харькову» рассказал старший минер артиллерийской минно-торпедной боевой части, старший матрос корабля «Черкассы» Александр Гутник.

Спецназовцев сталкивал руками


Российский спецназ захватил «Черкассы» 25 марта, 26 марта Александр Гутник вернулся в Харьков. Парню 25 лет. Он учился в ХНУ им. В. Н. Каразина на юридическом факультете, но с детства мечтал служить на флоте. После 3-го курса ушел по контракту на флот и отслужил два года на тральщике «Черкассы». В начале марта тральщик с командой из 72 членов экипажа оказался заблокированным на озере Донузлав: россияне затопили на входе в озеро корабли. Был объявлен казарменный режим: все члены экипажа должны были находиться только на территории воинской части – на корабле.

– Все корабли 5-й бригады вышли из озера Донузлав, простояли в рейде сутки, – вспоминает Саша. – Нам говорили, что будем уходить на Одессу. Тогда корабли еще не были затоплены, не дежурил российский военный катер – была возможность покинуть Донузлав. Но затем дали приказ вернуться в базу, чтобы не оставить врагу.

Кроме «Черкасс», в Донузлаве находились морской тральщик «Чернигов», большой десантный корабль «Константин Ольшанский», средний десантный корабль «Кировоград», торпедолов «Херсон», корвет «Винница», ракетный катер «Феодосия». Все они достались РФ.

– Самый страшный захват, о котором я слышал, происходил с тральщиком «Геническ», – рассказывает Александр Гутник. – «Геническ» стоял возле причала, и россияне были уверены, что ребята сдадутся, но они вдруг вышли в море. Тогда россияне рванули за ним на быстроходном катере. Когда группа захвата спрыгнула на палубу, ребята с «Геническа» оказали сопротивление: обычный моряк матрос-минер Миша Стукалов из Одессы сталкивал спецназовцев с палубы руками, пытаясь спасти корабль.

«Государство – как мать. Если она болеет, ее не меняют»


– Сначала россияне кружили вокруг нас на катерах: высматривали. Мы понимали: если будем стоять на месте, захватить нас легко, поэтому, не останавливаясь, ходили по озеру, – вспоминает минер.

Корабль маневрировал 25 дней. Еды хватало, но заканчивалась пресная вода.

– Нам помогали татары – жители Медведевки, – вспоминает моряк. – Они подъезжали к берегу, азбукой Морзе сигналили: «Свои», мы спускали к ним шлюпку. Передавали сигареты, воду, консервы, варенье, горячую домашнюю еду. Передали и письмо, в котором были слова: «Государство – как мать. Если мать болеет, ее не меняют и не предают – ее лечат». Некоторые наши ребята прослезились, прочитав его. В знак благодарности мы передали в местную татарскую школу для создания музея тральщика «Черкассы» много интересного: награды корабля, три радиостанции и водолазное снаряжение. Но я слышал, что ФСБ эти вещи изъяли.

Ребята держались до последнего


Захват корабля длился почти три часа.

– Мы увидели на горизонте, что к нам приближаются три быстроходных катера и вылетели два вертолета, – описывает начало захвата матрос. – В нижнюю кормовую часть корабля начали бросать гранаты под винты, стреляя из автоматов в воду и в воздух. Мы поставили дымовые завесы на корме и на носу корабля, с борта бросали взрывпакеты, поливали водой с брандспойтов. Но им удалось повредить винты, и корабль остановился. Командир дал команду покинуть верхнюю палубу и загерметизироваться внутри. После мы услышали топот – высадился спезназ. Когда спецназовцы выбили двери главного командного пункта, наш командир вышел к ним и сказал: «Я не хочу жертв». Подошел буксир и оттащил корабль к берегу.

При этом командир «Черкасс» договорился с россиянами, чтобы украинский прапор ВМС не спускали – российский флаг подняли рядом, и тральщик «Черкассы» в последний раз шел под украинским флагом. Когда судно отбуксировали на причал, ребятам дали на сборы 20 минут.

Они покидали корабль со слезами на глазах


Многие недоумевают: почему моряки не затопили корабли, чтобы они не достались противнику.

– Мы решили, что не будем топить судно: у него очень богатая на боевые заслуги история, – поясняет Александр Гутник. – В 1990 году корабль отбивался от пиратов, единственный из всего украинского флота он награжден Звездой Боевого Красного знамени. По факту мы сдались. Но другого выхода у нас не было. Думаю, если бы мы сопротивлялись, возможно, россияне стрелять не стали бы, но точно начали бы применять спецсредства: шумовые гранаты, приклады, палки, и были бы погибшие и раненые. Приказа применять оружие не было у обеих сторон. Но даже если бы нашим приказали отбиваться, с шашкой наголо против танка не попрешь.

Они покидали корабль со слезами на глазах: прощались друг с другом, с командирами. На следующий день выехали в Симферополь. «Черкассы» был последней сдавшейся в Крыму черноморской воинской частью и единственным кораблем, для захвата которого понадобилось такое количество спецсредств. Саша уверен: «Черкассы» держались благодаря командиру капитану третьего ранга Юрию Федашу:

– Он нам говорил: «Ребята, не переживайте. Не так страшен черт, как его малюют».

Перейти к россиянам согласились не многие


Александр не скрывает: часть моряков разорвали контракт с ВС Украины – те, у кого в Крыму остались семьи.

– Я их не виню, – говорит парень. – Легко рассуждать, не оказавшись в нашей ситуации. Они задумались о будущем своих жен и детей. Сверху от властей не поступало никаких приказов, не было никакой поддержки. Нам постоянно говорили: «Мы что-нибудь придумаем, будет утвержден план эвакуации», когда на Черном море уже полно было русских кораблей.

Александр не согласился служить россиянам.

– Россияне предлагали служить до мая на своих кораблях. Скорее всего, заменили бы нас на срочников. Но на кораблях, которые держались до последнего – «Черкассах» и «Ольшанском», мало кто согласился служить россиянам, – признается старший матрос.
По контракту ему осталось дослужить год. И Александр намерен попасть на флагман «Гетьман Сагайдачный» в Одессе. Хотя все же надеется, что еще выйдет в море на корабле под названием «Черкассы»:

– Перед уходом был большой сбор, нам сказали, что если в Украине появится большой корабль, он будет назван в честь тральщика «Черкассы», где будет служить наш экипаж, – улыбается парень.

Командир корабля стал почетным гражданином Черкасс
Как сообщает УНИАН, Черкасский городской совет присвоил командиру тральщика «Черкассы» Юрию Федашу звание почетного гражданина города Черкассы.