На этой неделе в Украине произошла смена военного руководства. 25 марта исполняющий обязанности министра обороны Украины Игорь Тенюх подал в отставку. Его место занял генерал-полковник Михаил Коваль.

В этот же день и.о. президента Украины Александр Турчинов назначил генерала Александра Кузьмука внештатным советником главы государства по вопросам обороны. «Вечерний Харьков» поинтересовался у военных и гражданских экспертов, какую роль в Вооруженных силах может сыграть экс-министр обороны.

Чем прославился министр?


Александр Кузьмук в годы независимости Украины дважды руководил оборонным ведомством страны – в 1996-2001 и в 2004-2005 годах. При этом военные под руководством генерала Кузьмука не принимали участия в событиях «оранжевой революции». В 2007 году он занимал пост вице-премьер-министра Украины, был депутатом ВР VI, VI и VII созывов (фракция Партии регионов), входил в комитет по вопросам национальной безопасности и обороны парламента. В феврале 2014 года вышел из фракции регионалов. В бытность свою министром много раз посещал Первую столицу с рабочими визитами. Кстати, именно в Харькове он получил первое образование, окончив в 1975-м Харьковское высшее танковое командное училище

– В Харьков он приезжал часто, – вспоминает бывший командир 203 авиабригады учебной бригады в Чугуеве Иван Симонов. – Тут он учился, и у него здесь много друзей. К тому же наш регион не последний по численности воинских частей. Военных специалистов с таким опытом службы, как у Кузьмука, в украинской армии единицы.

По мнению военных экспертов, когда Кузьмук возглавлял военное ведомство, интенсивность боевой подготовки в Вооруженных силах была выше, чем в последующие годы. Хотя многие обвиняют его в том, что он «законсервировал» украинскую армию. Так, при Кузьмуке впервые состоялся выпуск офицеров-летчиков, не имевших ни одного часа налета. Также была расформирована Национальная гвардия и усилены Внутренние войска.

– Думаю, что Александра Ивановича все же можно назвать реформатором, – убежден военный журналист Ярослав Чепурной. – Под его руководством была изменена система округов, которая досталась в наследство от советской армии. Так, вместо Одесского, Прикарпатского и Киевского военных округов появилась система трех оперативных командований: Западное, Южное и Северное. Также были реформированы старые оперативно-тактические единицы: вместо системы дивизия-армия, введены НАТОвские стандарты и основными боевыми подразделениями стали бригада — корпус. Кроме того, он предложил идею перемещения воинских частей ближе к административным центрам, чтобы военные имели лучшее обеспечение, в том числе бытовые условия. К слову, Николаевская 99-я бригада тактической авиации раньше располагалась в Крыму в городе Саки. По его инициативе бригаду переместили в Николаев. Если бы она оставалась в Крыму, сейчас попала бы в руки россиян.

Однако из-за отсутствия финансирования не все реформы министр довел до конца, отмечает Ярослав Чепурной. В это же время украинская армия стала сокращать свою численность.

– Оставшаяся в наследство от СССР группировка была слишком большая, ее невозможно было потянуть, – считает Ярослав. – При Кузьмуке происходило ядерное разоружение, хотя решения об этом было принято военно-политическим руководством страны при его предшественнике. Насколько мне известно, Александр Иванович считал, и об этом неоднократно говорил в прессе, что Украине нужно было отказаться только от стратегического ядерного оружия, так как его не на что было содержать. Но при этом тактическое ядерное оружие следовало оставить.

Однако в бытность Кузьмука министром обороны произошло и несколько крупных трагедий в армии, напоминает политолог Игорь Гридасов. В частности так называемая «Броварская катастрофа» – 20 апреля 2000 года в городе Бровары Киевской области, когда ракета класса «земля-земля» попала в жилую девятиэтажку. В результате взрыва погибло три человека, еще пятеро получили ранения. Министерство обороны Украины не сразу признало, что причиной взрыва стало попадание ракеты, выпущенной в ходе военных учений.

– В октябре следующего года случилась еще одна трагедия, повлекшая смерть 78 человек – украинская ПВО сбила летевший из Израиля в Россию пассажирский самолет, – говорит политолог. – В итоге министр подал в отставку.

«Главное оружие Кузьмука – опыт»


Игорь Гридасов не склонен преувеличивать значение Кузьмука для армии в статусе советника. Во-первых, военных советников у президента много, поясняет он. Во-вторых, их полномочия четко не прописаны законом. Хотя признает, что в любом случае, это даст экс-министру больше возможностей, чем просто нардепу с точки зрения влияния на некоторые вопросы финансирования армии и кадровых назначений. Политолог предполагает, что при назначении дважды министра обороны на пост советника президента ориентировались также на его старые связи в армейских кругах и «вес» в политических элитах Юго-Востока Украины.

– Другими словами, Александр Кузьмук — это самый крупный человек в погонах из того лагеря, к которому пытается перекинуть мостик сегодняшняя власть, – считает Игорь Гридасов. – Не сказал бы, что его так уж любят солдаты в армии, но очевидно, что экс-министра считает своим старый украинский генералитет. В отличие от того же Гриценко, который воспринимается ими, скорее, как агент американского влияния.

А вот эксперт Центра исследования армии, конверсии и разоружения Сергей Сгурец считает, что назначение Кузьмука логично и своевременно.

– Экс-министр пользуется доверием у военных, – делится наблюдениями эксперт.
При этом эксперт признает, что к реформированию Вооруженных сил на данном этапе генерал не будет иметь отношения.

– Сейчас украинская армия находится на пороге новой военной реформы, но она будет возможна, только когда армия переживет нынешний кризис, – считает Сергей Сгурец. – Думаю, этим займется верховный главнокомандующий после выборов президента.
Эксперт центра убежден, что сейчас перед вооруженными силами стоит дадача определиться с реальными угрозами, оценить свои возможности и на основе этого создать реальную программу противодействия агрессору. Только после этого можно предпринимать конкретные шаги реформирования армии, но с учетом уже утвержденной программы развития ВС, которая предполагает контрактную основу несения службы.