Наблюдал как-то за митингом на площади Свободы и поразился тому, насколько легко толпа ведется на трюки организаторов. Интересно, кто-то из специалистов анализировал, какие методы используют сейчас для оболванивания народа? Андрей Сергеевич
— Сегодня очень жестко со всех сторон работает пропагандистская машина, — считает психолог, преподаватель Харьковской академии непрерывного образования Елена Маринушкина. — Нами умело управляют и используют в своих интересах, и это очень заметно. На митингах и в рекламе активно применяются психологические технологии влияния и воздействия на людей. Очень важно отслеживать, куда направляют наши импульсы и агрессию.Скажи мне «да»
На митингах активно используется техника трех «да» или трех «нет», которая, по словам Елены Маринушкиной, безотказно сбивает людей с толку. Суть в том, что сначала толпе задают три вопроса, на которые люди могут ответить не задумываясь: например, «Хотите ли вы быть счастливыми?», «Хотите ли вы быть богатыми?» или «Хотите ли вы быть рабами?». Толпа скандирует «Да!» или «Нет!», и когда она несколько раз отвечает одно и то же, происходит вбрасывание значимого вопроса. Не чуя подвоха, масса людей автоматически отвечает «да» или «нет». С помощью таких манипуляций организаторы митингов могут без сучка и задоринки протолкнуть практически любой выгодный для них пункт программы. Кроме того, людей на митингах специально торопят с принятием решений. Чтобы человек осмыслил сказанное, ему нужно время. Если человек в спокойной обстановке, без эмоций, прочитает текст речи ораторствовавшего в толпе, он в лучшем случае удивится, в худшем — испугается, поняв, как грубо его использовали.
Ахиллесова пята — темы секса, детства и памяти
Чтобы надежно зацепить зрителей и слушателей, в рекламе и на митингах для каждой целевой аудитории часто используют беспроигрышные темы: детства, памяти и секса.
— Эти понятия эмоционально затрагивают каждого, — уверяет Елена Маринушкина. — Тема детства беспроигрышна — каждый был ребенком, у многих есть дети. Если нас спрашивают, хотим ли мы защитить своих детей, хотим ли, чтобы наши дети были счастливы, такой посыл действует безотказно. Что касается темы памяти, ее не случайно очень любит использовать известная политическая партия. К сожалению, постоянно подогревается, обыгрывается и соединяется с сегодняшней жизнью тема Великой Отечественной войны. Если звучат слова «Великая Отечественная война», «Мы — защитники», «Нет фашизму» — люди больше ничего не слышат, и дальше под эту марку можно говорить все что угодно и протолкнуть практически любую точку зрения. Популярна среди манипуляторов и тема секса. Неслучайно постоянно муссируется, например, тема гомосексуализма: это очень интересно и запретно.
Чтобы не попасть в лапы манипуляторов
Специалист рекомендует обращать внимание на глаголы в речи оратора. Для агрессивной пропаганды, по мнению психолога, используются слова, которые способны задеть всех. Ключевыми являются фразы, связанные со страхом, а в состоянии страха люди становятся агрессивными. Поэтому очень важно обращать внимание на глаголы в речи оратора: «Они посягнули на Родину», «Идите и берите», «Взять».
— Любой человек способен на подлость и обман, но есть мера подлости и обману. У манипуляторов, которые жестко управляют людьми, нет тормозов, они переступают черту. Поэтому нужно анализировать то, что говорят на митингах, — рекомендует Елена Маринушкина. — Стоит внимательно слушать, о чем говорят, и задавать себе вопрос: «Что этот человек мне предлагает? Может ли он в действительности в сегодняшних условиях это мне дать? Что я должен за это заплатить, чем ради этого пожертвовать?».