Первая большая иллюзия, на которой строится стратегия противоборства Украины с Россией, – украиноцентризм. Его можно выразить одной фразой: весь цивилизованный мир на нашей стороне.

Однако Барак Обама после саммита в Гааге сообщил журналистам, что украинский кризис не входит в сферу жизненно важных интересов США. Естественно, что эта его реплика не прошла цензуру в украинских СМИ и о ней мало кто знает. Впрочем, и ЕС не спешит свою громогласную поддержку Украины переводить в плоскость действий. Более того публичная суета вокруг нашего кризиса сегодня во многом мотивируется выборами в европарламент в мае этого года и популярностью киевской темы среди тамошних избирателей.

Добавим к этому еще один малоизвестный факт. Летом 2012 года куратор российского ВПК, вице-премьер Дмитрий Рогозин побывал на штабных играх в Пентагоне. Ему там показали некую технологию, по которой, без применения ОМП, США способны в течение 30 минут лишить боеспособности 90% российской армии. Ее неприменение в условиях украинского кризиса лишний раз подчеркивает второразрядность нашей страны на большой геополитической шахматной доске США. Ведь РФ и ее армия на этой доске – сдерживающий фактор роста влияния КНР. Прежде всего, на Дальнем Востоке. Для Вашингтона.

Вторая иллюзия: мобилизуем миллионы украинцев и отразим агрессию РФ. По принципу: разом нас багато, нас не подолати.

Здесь нужно трезво отдавать себе отчет, что любая массовая мобилизация включает в себя не только раздачу оружия и патронов, но и обустройство мобилизованных в лагерях, их кормление, лечение и пр. Вопрос: на какие средства это «удовольствие» будет содержаться. Все что смогли в экстренном порядке наскрести для ВС – аж один миллиард гривен.

Катастрофическое положение финансов Украины в четверг на заседании ВР озвучил Арсений Яценюк. По его словам, фискальный разрыв госбюджета составляет 289 млрд. гривен. А общий размер долга страны достиг 800 млрд. гривен. Более того, нужно отдавать себе отчет в том, что Запад не собирается оказывать нам никакой финансовой помощи. Все что нам выделяется, имеет перед собой одну цель: за счет возрастающего долга страны обеспечить ее платежеспособность для выплаты процентов по долгам старым и своевременном возврате старых кредитов. Все. Не более того. Разрешение внутренних экономических проблем – наша забота и головная боль.

Третья иллюзия. За счет патриотического подъема удержать социальный мир в стране и ее целостность. Фактор подъема, безусловно, есть. Но его массовость, однородность по региональному срезу и длительность под большим вопросом. Чтобы в этом убедиться, достаточно непредвзято оценить умонастроения на юге и востоке Украины. Косвенным свидетельством понимания угрозы является, опять же, выступление Яценюка в ВР. Дотации угольной отрасли составляли 13 млрд. гривень в год. По оценке премьера до шахтеров доходило максимум 3. Остальное разворовывалось. И, тем не менее, в нынешнем году дотации, по предложению Арсения Петровича, сохранятся на уровне 12 млрд. Проще говоря, премьер фактически расписался, что речь идет о сознательном подкупе и шахтеров и владельцев шахт. В обмен на лояльность. Значит, по факту ее нет. И даже в таких катастрофических финансовых условиях, Киев вынужден ее «покупать». Чтобы не получить «армию» внутренних протестантов.

По поводу возможной агрессии РФ. Она до сих пор не исключена. Однако все движения российских войск по периметру украинских границ пока работают исключительно на создание психоза. Нервность, неуравновешенность, импульсивность, овладевая огромным числом людей, благодаря зомбоящику невольно проецируется на состояние страны в целом. И прежде всего на экономические и управленческие решения и действия правительства.

Мы предполагаем, что преимущество неожиданности армия РФ утратила. Войти в кровопролитные бои с окопавшимися по всему периметру границы украинскими частями, в планы Кремля не входит. Ведь тогда, даже несмотря на техническое превосходство, в Россию тысячами пойдут «цинки». А это фактор серьезной внутренней дестабилизации. И он Путину не нужен. Вероятнее всего Москва делает ставку на истощение ресурсов по обеспечению украинских частей продовольствием, топливом, медикаментами. За счет населения это обеспечение длиться долго не сможет. А госресурсов ничтожно мало. Однако, это всего лишь часть расчета. Главная ставка будет делаться на социальную дестабилизацию в стране и, прежде всего, на юге и востоке, которая неминуема в ситуации резкого падения уровня жизни. А оно все ближе и ближе. Осень может стать тем рубежом, за которым утрата доверия к центральной власти и ее способности обеспечить минимальное удовлетворение потребностей обычных людей, выльется в массовые протесты. Которые по численности будут на порядок превосходить те, что мы до сих пор видели. При сочетании этих двух факторов РФ и может двинуть свои войска в Украину. Предлог обеспечат.

В этих условиях, по нашему мнению, главная задача – остановить возможную оккупацию. Как это сделать?

За счет внутренних ресурсов невозможно. Остаются внешние. И как не парадоксально это прозвучит, опереться мы можем, прежде всего, на общественное мнение европейцев. Если нынешние события в Украине не способны вынудить тамошнюю элиту на эффективные действия, то сделать это должны рядовые граждане ЕС. Теперь возникает вопрос: а как их мотивировать на массовые протесты против «беззубой» позиции лидеров стран? Есть единственный мотив – страх перед реальными угрозами. Прежде всего – жизни и здоровья. До сих пор в Европе рассуждают об экономических потерях, о возможном расползании агрессии РФ на бывшие страны восточного блока, о крушении международного права и т.д. и т.п. Но никто вслух не озвучивает угроз, которые могут наступить для европейцев и не только, в случае полномасштабной войны на территории Украины.

Нашей стране нужно массово разместить в европейских СМИ достоверный прогноз об экологических последствиях военных действий на территории Украины. И не поскупиться. Так, чтобы миллионы жителей объединенной Европы убедились, что последствия войны в Украине опасны для их среды обитания, вне зависимости от того, чем эта война закончится в территориальном смысле.

Первое. У нас пять АЭС. Разрушение даже одной некой шальной ракетой, по типу той, что случайно залетела в Бровары – и масштаб радиационной катастрофы в разы превзойдет Чернобыль. Если же разрушению подвергнутся несколько станций, то о безопасной жизни в Европе можно поставить крест на столетия вперед.

Второе. В Украине десятки химических производств. Возьмем для примера одесский припортовый завод. Серьезная авария и громадное аммиачное облако накроет все Причерноморье. Минимум. Миллионы людей погибнут. Курорты повсеместно превратятся в кладбища. И это уже проблема не только Европы, но и Турции.

Третье. Наша страна со времен СССР огромная пороховая бочка. На ее территории до сих пор хранятся миллионы тонн неутилизованных боеприпасов, включая химические, производства еще середины 50-х годов, которые в случае попадания в зону воздействий тяжелых вооружений, могут сдетонировать. Взрывная волна может снести не только наши города, но и вызвать к жизни мощные землетрясения. Не говоря уже о последствиях перемещения воздушных масс над континентом, насыщенными ядовитыми газами, типа иприта.

Полагаем, что изложенных фактов достаточно, чтобы убедить рядовых европейцев, что вторжение в Украину российских войск потенциально несет угрозы, от которых нельзя огородиться очередным железным занавесом. Если подобное информационное воздействие будет достаточно масштабным, то оно вызовет такую широкую волну протеста европейцев, что тамошние лидеры будут вынуждены пойти на все меры по «принуждению к миру» Кремля. И последнему, в итоге придется отступить.

Николай Песецкий, Валерий Песецкий