В середине прошлого века польские плакаты стали мировой классикой: из привычного художественно скупого анонса или афиши он превратился в настоящее произведение искусства.

1 апреля в «ЕрмиловЦентре» открылась выставка польского плаката «Богатство формы, богатство мысли».

Выставка создана при сотрудничестве Генерального консульства Республики Польша в Харькове и ЕрмиловЦентра. В экспозиции — около 200 плакатов: афиши о спектаклях, фильмах, других культурных событиях. Авторы работ — известные мастера польского плаката Ян Леница, Вальдемар Свежий, Анджей Понговский, Ян Млодоженец, Рафал Ольбинский. Колоритные работы этих мастеров вовсе не похожи на примитивные объявления.

– Эти плакаты анонсируют события, которые произошли уже давно. Они были созданы в 60-е, 70-е, 80-е годы, тем не менее имеют историческую классическую ценность. Именно тогда благодаря группе польских мастеров плакат стал не просто афишей или анонсом спектакля, фильма или другого мероприятия, – делится директор ЕрмиловЦентра Наталия Иванова. – Польские мастера они относились к плакату не просто как к текстовой информации, которую нужно донести до зрителя, а как к произведению искусства. Не случайно некоторые работы больше похожи не на плакаты, а на картины – именно поэтому польский плакат стал известен во всем мире.

— К термину «польская школа плаката» нужно относиться как к легенде, мифу, который создавался в 1950-е годы  и закончился в 1965 году, – рассказывает куратор музея плаката в Вилянове (отделения Варшавского национального музея) Мариуш Кнаровский. – На выставке представлены работы мастеров, которые были основателями этой школы. Творчество художников совпало с очень трудным и страшным периодом – периодом сталинизма, когда была форсированная цензура, пропаганда. Искусство должно было быть национальным по форме и социалистическим по содержанию. Но образовалась группа художников, которые не могли воплотить себя в высоком искусстве, а нашли себя в проектировании плакатов. Создавая плакаты на тему культуры, художники могли как раскрыть всю свободу творчества, поиграть воображением, воспользоваться метафорами, другими художественными средствами. Художники-графики стали создавать действительность, которая имела идеологические акценты. Они очень удачно использовали двузначность и даже шизофрению. В 1966 году в Польше было организовано биеннале плаката. Именно тогда возникла идея, что к плакату нужно относиться как к произведению искусства и хранить его в музее. Первым событием, посвященным плакату, стало открытие музея в Варшаве в 1968 году. Так этот вид искусства, к которому до этого относились с легким недоверием, вдруг получил высокий статус.

— Польские плакаты – это мировая классика, у которой можно поучиться, — считает Наталия Иванова. — Для Харькова, как для столицы графического дизайна, польские плакаты будут актуальны всегда: у каждого автора есть свой стиль, и наши художники могут многому научиться.

Выставка польского плаката завершится 11 апреля.