С 1 апреля вступил силу Закон «О предотвращении финансовой катастрофы и создании предпосылок для экономического роста в Украине».

Эксперты признают, что предложенный правительством путь «затягивания поясов» весьма спорный.

Соцвыплаты повышаться не будут


Прежде всего, антикризисные меры затронут интересы рядовых граждан, поскольку в течение всего 2014 года социальные стандарты повышаться не будут. То есть минимальная зарплата останется на уровне 1218 грн. в месяц. Соответственно, заморожены и зарплаты бюджетников. Также в 2014 году не будет повышаться прожиточный минимум, который является основой для расчета практически всех социальных выплат.

Кроме того, заморожены на текущем уровне (949 грн.) минимальные пенсии, они будут корректироваться только на коэффициент инфляции. Остановлено и действие ч. 2 ст. 42 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», предусматривающем мартовское повышение пенсий не менее чем на 20% роста средней зарплаты в 2014-2015 годах. А с 1 мая 2014 года так называемые специальные пенсии (госслужащим, народным депутатам, судьям, прокурорам и так далее) будут составлять 70%  месячной зарплаты (до этого было – 80%). Пенсионные же выплаты, превышающие 10 тыс. грн., с 1 июля 2014 года обложили налогом — на сумму превышения.

Также антикризисный закон предусматривает сокращение работников силовых структур на 85,3 тыс. чел. и не менее 10% чиновников.

Выплаты помощи при рождении ребенка решено унифицировать. С 1 июля 2014 года  размер пособия составит 41280 грн., независимо от количества детей в семье (до этого на первого ребенка должно было выплачиваться 30 960 грн., на второго — 61920 грн., на третьего и всех последующих — 123 840 грн.). Первые 10 320 грн. будут выплачиваться сразу при рождении, остальная сумма – в течение трех лет равными частями – по 860 грн./мес., что, кстати, меньше прожиточного минимума для детей в возрасте до шести лет (1032 грн.). Сюда же включено пособие по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, которое ранее выплачивалось отдельно.

Что касается ограничения уровня жизни более доходных граждан, то законодатели ввели для них с 1 июля 2014 года прогрессивную шкалу налогообложения доходов. Правда, изначально законопроектом предусматривались более жесткие рамки:
– 15 % – при получении дохода до 10 прожиточных минимумов (до 12 180 грн.) в месяц;
– 17 % – от 10 до 17 прожиточных минимумов (12 180 грн. - 20 706 грн.) в месяц;
– 20 % – от 17 до 33 прожиточных минимумов (20 706 грн. – 40194 грн.) в месяц;
– 25 % – от 33 до 66 прожиточных минимумов (40 194 грн. – 80388 грн) в месяц;
– 30 % – более 66 прожиточных минимумов (от 80 388 грн.) в месяц.

Однако парламентарии уменьшили «пороговый» уровень, оставив только три ставки: 15 % – на доход до 500 тыс. грн, 20 % – на доход до 1 млн грн, 25 % – если доход превышает 1 млн грн. Также по этим ставкам, а не по ставке 5%, как сейчас, будут облагать дивиденды, проценты, роялти, инвестиционную прибыль.

«Это меры по стимулированию рецессии»


По мнению эксперта Фонда общественной безопасности Юрия Гаврилечко, к антикризисному закону имеет весьма отдаленное отношение. В частности замораживание социальных выплат при прогнозируемой инфляции в 12-16%, означает снижение покупательной способности населения

– А это бьет по местному производителю, – аргументирует Юрий Владимирович. – Чем меньше население покупает – тем меньше у бизнеса прибыли и возможности что-то производить. То есть это меры по стимулированию рецессии, а не антикризисные меры.

Налог на пенсии, превышающие 10 тыс. грн., эксперт считает и вовсе популистским.

– Пенсии – это не доход, а страховая выплата. Именно поэтому ни маленькие пенсии, ни большие вообще нельзя облагать налогами! – уверен Юрий Гаврилечко. – Это нарушает принцип существования страховой системы, которая создана, чтобы помочь человеку в сложных жизненных ситуациях, причем за счет его же собственных денег, которые он в эту систему вложил.

По мнению эксперта, вместо введения налога, разумнее было бы привести 28 законов, по которым в Украине выплачивают пенсии, к единому, чтобы все пенсионеры получали деньги на основании одного типа расчетов.

– К тому же, солидарная пенсионная система работает в случае, когда все платят в нее со своих доходов, – поясняет Юрий Владимирович. –  Тогда непонятно, почему налог на роялти или проценты по депозитам ввели, а отчислений в ПФ с этих же сумм отсутствуют.

Если кто-то думает что 0,5% налог на покупку валюты – это налог на богатых, то  ошибается, уверен эксперт.

– Минимум на 0,6% (с учетом НДС) будет повышена стоимость всего импорта, – прогнозирует аналитик. – Это также скажется на гражданах, которые умудрились взять кредиты в долларах и евро. При этом складывается впечатление, что олигархов борьба с кризисом вообще не затронет, кроме увеличения рентных ставок с добычи полезных ископаемых, – говорит Юрий Гаврилечко.

По мнению Юрия Гаврилечко, сейчас необходимы противоположные меры.

– Когда в бюджете нет денег, правительство в первую очередь должно обеспечить возможность для граждан заработать на жизнь самостоятельно. С этой целью снижаются налоги, упрощаются регистрационные процедуры, отменяется масса лицензий. То есть задача правительства – стимулировать развитие рынка труда. Ведь чем больше занятого населения, получающего деньги, тем лучше оно себя чувствует и проще относится к реформаторским инициативам, – уверен он. – Нужно снижать тарифы на ЖКХ, одновременно убирая государственное двойное, тройное субсидирование.

«После выборов закон нужно пересматривать»


Завкафедрой статистики, учета и аудита экономфака ХНУ им. Каразина, профессор, д.э.н. Владимир Соболев отмечает, что принятие антикризисного закона – вынужденная мера. По его словам, это свидетельство масштабов пропасти, куда мы скатились.

– Конечно, в нем много моментов, заслуживающих критики, но есть и позитивные, – говорит Владимир Соболев. – Так, Украина получит кредит от МВФ, который спасет нас от дефолта. Безусловно, позитивный момент – введение прогрессивной шкалы налогообложения, как один из видов налога на богатство.

Антикризисный закон может стать стимулом к  реальным реформам, направленных на стабилизацию экономики, уверен Владимир Соболев.

– Потом – после получения кредита и выборов, когда появится какая-то устойчивость – многие нормы закона нужно пересматривать, давить на олигархов, – говорит он. – Сейчас самое главное, чтобы экономика заработала. Но рассчитывать на то, что это можно сделать посредством одного закона, наивно. Нужно принимать комплексные меры. А экономика заработает, когда будет снято административное давление и начнется реальная борьба с коррупцией.