О трудностях при поисках жилья в Харькове наша газета уже несколько раз писала. Сегодня предлагаем нашим читателям очередную историю, связанную с «разводом» доверчивых граждан, желающих арендовать квартиру.

Однажды девушка Юля оказалась в сложной ситуации: ей нужно было найти жилье. Зная, что без посторонней помощи с этой проблемой не справиться, Юля решила обратиться в какое-нибудь агентство недвижимости. Листая очередную информационную брошюру, она заинтересовалась одним объявлением. Небольшая фирма на Пушкинской предлагала именно то, что требовалось. Правда, найти ее оказалось непросто: никаких опознавательных знаков (название и род деятельности фирмы) дверь не имела. В предвкушении скорого успеха у Юлии не вызвали подозрений ни маленькая комнатка без привычных сегодня компьютеров, ни странный текст договора на услуги фирмы, ни визуальное отсутствие клиентуры. По­этому стандартную ныне для Харькова таксу — сотню гривен она без колебаний предоставила в распоряжение агентства (которое в объявлении почему-то называлось «частным маклером»), о чем была выдана соответствующая квитанция. Получив первую информацию, Юлия даже не догадывалась, что это лишь начало нервотрепки. Спустя некоторое время надежда сменилась разочарованием. Квартиры, находящиеся по адресам, указанным «агентством», либо не соответствовали требованиям клиентки фирмы (в несколько раз дороже или в несколько раз дальше от цивилизации), либо вообще не сдавались, а то уже были сданы на несколько лет вперед. Несколько раз сотрудники «частного маклера» давали Юлии один и тот же номер телефона (что он бесполезный, она убедилась еще с первой попытки). В процессе общения с фирмой частного предпринимателя Лемтюгиной (именно так указано в договоре) наблюдательная Юлия обнаружила, что на телефонные звонки отвечают лишь две девушки. При этом они называются различными именами, пытаясь создать у клиентов впечатление фирмы с разветвленной структурой. По телефонам некоего абонентского отдела той же фирмы, указанным в договоре, отзывались все те же две девушки из комнатки на Пушкинской. В подписанном договоре о сотрудничестве значился пункт, предусматривающий возврат денег клиенту в случае невыполнения фирмой своих обязательств. Однако на заявление Юлии с просьбой вернуть деньги последовало категорическое «нет»: «В возврате стоимости услуг вам отказано!» Объяснение: «Вам предоставлялась информация согласно банку данных, имеющихся в распоряжении фирмы». Попытки Юлии добиться справедливости у руководителя фирмы — самой Лемтюгиной — успехом не увенчались. Куда бы ни отправлялась обманутая де­­вуш­ка, обязательно натыкалась на одну из сотрудниц агентства по имени Карина. Документ, на основании которого работает фирма, был показан мельком и не полностью, а на назначенную встречу неуловимая директорша не явилась. На звонок домой упомянутой Лемтюгиной опять отозвался до боли знакомый голос, который ответил, что директора нет. А на вопрос «А вы кто?» последовал ответ, позаимствованный у античного Одиссея: «Меня зовут Никто». Интересно, что агентствам недвижимости для оказания жилищных услуг лицензия не нужна (наверное, поэтому их и развелось так много). Это подсказывает дополнительный способ проверки на «вшивость» очередной «конторы». Если на ваш — потенциального клиента — вопрос: «А лицензия у вас есть?» — вас начнут уверять в ее наличии, будьте настороже: это почти наверняка очередные «лохотронщики».

Комментарий


Владимир Матвеев, заместитель начальника Харьковского главного управления по делам защиты прав потребителей.

Вопрос об агентствах, которые работают в сфере аренды жилья, мы поднимаем уже несколько лет. Как свидетельствуют наши проверки и сигналы харьковчан, такие агентства, как правило, предоставляют недостоверную информацию. То есть эти квартиры либо вообще никогда не сдавались, либо сдавались год назад, пять лет назад и так далее.

Если потребителю дали недостоверную информацию, он должен, несмотря на условия договора, написать на имя руководителя агентства заявление с просьбой вернуть деньги. Если деньги ему не возвращают, мы советуем обратиться в местный райотдел милиции. Ведь есть статья 190 Уголовного кодекса Украины, которая подразумевает ответственность за мошенничество и завладение чужими деньгами. Кроме того, никто не запрещает потребителю обратиться в суд с исковым заявлением для возмещения как материального, так и морального ущерба. При этом потребитель даже освобождается от уплаты госпошлины. В Законе Украины «О защите прав потребителей» указано, что потребитель имеет право на доступную и достоверную информацию об услугах. Там же написано, что информация должна быть предоставлена до оказания услуги. Мы знаем два агентства, которые хоть и берут за услуги несколько больше обычного, зато свою плату получают лишь после того, как человека устроит показанное жилье.

Справка


Выдержки из Закона Украины «О защите прав потребителей»: Исполнитель обязан передать потребителю услугу, которая по качеству отвечает требованиям нормативных документов, условиям договора, а также информации об услуге, которая предоставляется исполнителем. Если во время предоставления услуг станет очевидным, что они не будут выполнены согласно условиям договора, потребитель имеет право назначить исполнителю соответствующий срок для устранения недостатков, а в случае невыполнения этого требования в определенный срок — разорвать договор и требовать возмещения убытков или поручить исправление недостатков третьему лицу за счет исполнителя. Исполнитель обязан предоставить потребителю достоверную и доступную информацию о наименовании, принадлежности и режиме работы своего предприятия. При удовлетворении требований потребителя суд одновременно решает вопрос относительно возмещения морального (неимущественного) ущерба. Потребители по своему выбору подают иски в суд по месту своего жительства или по местонахождению ответчика, по месту нанесения ущерба или по месту выполнения договора. Потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по искам, связанным с нарушением их прав.