Последние годы Харьков начал активно застраиваться. Годы относительной тишины в градостроительстве, похоже, уходят в прошлое. В 2006 году было введено в эксплуатацию 224 тысячи квадратных метров жилья. Но строительство — это не только жилье. Сейчас в городе строится 14 крупных торговых центров. Как город собирается развиваться, строиться, реконструироваться, возрождаться — обо всем этом рассказала корреспонденту «Вечерки» и.о. директора департамента градостроительства, архитектуры и земельных отношений горсовета Татьяна Овинникова.

— Татьяна Ивановна, чем отличается градостроительная политика нового горсовета от прежней?
— Прежде всего подходом руководства города к градостроительству. Сейчас на заседания исполкома представляются фотофиксации, и в возникающие вопросы вникают сами руководители города, а не только специалисты, в компетенцию которых они входят, как было раньше. Результат налицо: многие объекты при сдаче в эксплуатацию не получают одобрения на заседаниях исполкома. Документы по этим объектам возвращают собственнику зданий на доработку, которая включает в себя ремонт фасада, благоустройство территорий, ремонт кровли.
— Вы уже видите практический результат от такого подхода?
— Конечно! Внешний вид городских зданий стал намного лучше. При отделке стали применяться качественные отделочные материалы, которые отвечают современным эстетическим требованиям. Одно из новшеств, которое было введено в последнее время — это обязательная подсветка фасадов в центре города, которая предусматривается при разработке и согласовании проектной документации, а на этапе сдачи в эксплуатацию новых объектов это требование обязательно контролируется.
— Прошлогодняя отмена сессией горсовета решений о стройках и приостановление строительства ряда объектов как-то отразились на ситуации со строительством в Харькове?
— Относительно инвестиционной заинтересованности застройщиков в городе мало что изменилось. Единственное, что можно отметить, — инвесторы сейчас большое внимание уделяют качеству подготовки документов на строительство объектов. То есть для себя инвесторы сделали правильные выводы. Это, на мой взгляд, не снизило инвестиционной привлекательности города. Что касается вообще практики отмены решений, то, возможно, она стимулирует более активную застройку. Есть требование Закона «О планировке и застройке» к заказчикам: если они не приступили к строительству в течение двух лет, решение теряет силу, процесс оформления площадки нужно будет начинать снова. Продлить срок действия решения невозможно. В течение двух лет тот, кто планировал строить, обязан был что-то сделать. Причины, по которым затягивается начало стройки, бывают разные, но в основном многие не рассчитывают своих сил и в итоге получается такая задержка. Однако не следует забывать, что существует вторичный рынок земли и предприниматель мог оформить участок с целью последующей его продажи. Пока он искал покупателя на участок, сроки истекли. Вот тут-то он уж сам виноват.
Но главным основанием для отмены многих решений остается недовольство жителей. Мы общаемся с инициативными группами граждан, которые не хотят строительства рядом с их домами новых объектов, выносим спорные вопросы на общественные слушания, рассматриваем на рабочей группе все конфликтные ситуации. Результаты бывают самые разные — как положительные, так и отрицательные. В некоторых случаях удается найти компромисс застройщиков с жильцами и объект начинает строиться. Как, например, ситуация на Комсомольском шоссе, где застройщик прислушался к мнению жильцов и вместо двух домов решил строить один. Но, к сожалению, компромиссы найти удается не всегда, особенно в тех случаях, когда при строительстве необходим снос зеленых насаждений — тут уж накал страстей достигает своего апогея…
— Всех интересует, когда у Харькова наконец-то появятся правила застройки. В прошлом году один из архитекторов высказывал мысль о том, что отсутствие правил создает почву для коррупции. Чем город сейчас руководствуется при строительстве?
— Правила, по которым сегодня город живет, — это наши регламентирующие документы, утвержденные сессией горсовета, диктующие порядок в сфере градостроительства. Если бы их не было, то тогда в сфере градостроительства, наверное, был бы полный хаос. Нельзя сказать, что сегодня не существует каких-либо правил. Просто они изданы не под обложкой «Правил застройки», а прописаны в регламентирующих документах городского совета и исполкома. Правила застройки объединят, кроме этих документов, и ряд графических материалов. Надеюсь, в этом году мы их примем и утвердим на сессии горсовета. Но этот документ тоже не будет догмой: если завтра изменится законодательная база, мы будем вносить в него корректировки. Мы обязательно через СМИ будем доводить эти правила до харьковчан, потому что сегодня о порядке оформления документов в сфере градостроительства знают только юристы.
— Татьяна Ивановна, вы согласны с мыслью, что любая стройка, какой бы замечательной она ни была, для жителей близлежащих домов будет оставаться головной болью? Люди будут возмущаться любой стройкой всегда и везде.
— Бесспорно, есть определенные моменты неудобства во время строительства. Но разве город не должен развиваться? Даже если не у вас, а у кого-то из ваших соседей, родственников, просто знакомых, кто бы это ни был, появится возможность улучшить свои жилищные условия, разве это плохо? Подход к строительству многих жителей можно назвать немного эгоистичным. Спору нет: очень часто звучат справедливые замечания, но недостатки всегда можно устранить в процессе проектирования или на стадии строительства. Я не считаю, что стройка перед окнами — это настолько проблематично. Это временные трудности. Нужно положить на чашу весов временные трудности жителей и блага, которые получит город после сдачи в эксплуатацию данного объекта — а это и рабочие места, и жилая площадь. Вы знаете, я думаю, что о благосостоянии и развитии любого города можно смело судить по наличию в нем строительных кранов. Нельзя остановить развитие города, хотим мы этого или не хотим. Точно так же, как мы сегодня не можем остановить пробивку новых улиц и дорог: мы же видим, что с транспортом у нас проблем все больше и эти задачи надо срочно решать. Нам надо делать в городе многоуровневые транспортные развязки, нам необходимы магистрали непрерывного движения. Сегодня нет транспортных развязок в Харькове и транспорт в часы пик просто стоит в пробках. Город должен развиваться во всех направлениях, и строительство — одно из таких направлений.
— В этом году город займется вплотную транспортными развязками?
— К сожалению, по вопросу многоуровневых транспортных развязок в этом году мы ничего не сможем сделать. Это очень дорого, и финансирование пока не предусматривали. Сейчас речь идет о более мелких реконструкциях, таких, например, как окончание реконструкции улицы Шевченко. Один из важных моментов — нужно улицу Скрыпника вывести на Клочковскую, чтобы сбросить туда часть транспорта. И тут же напрашивается пробивка улицы Октябрьской революции… Увеличение количества автотранспорта заставит нас задуматься об этих проблемах более серьезно в ближайшие два-три года.
— Генеральным планом развития Харькова предусмотрено увеличение протяженности линий метрополитена приблизительно на 20 км. К 2026 году количество станций должно увеличиться на 11. Какие направления будут осваиваться после Алексеевской ветки метро?
— Полностью эта ветка со строительством депо скорее всего будет выполнена в те сроки, которые и были предусмотрены, — к 2010-2011 годам. По Генплану были предложения развивать Салтовскую линию и в сторону Аэропорта. Салтовка — спальный район, поэтому нужно решать проблему движения транспорта в сторону 602-го микрорайона. В то же время всегда в планах была ветка на Аэропорт по проспекту Гагарина.
— Время от времени возникают разговоры то ли о реконструкции, то ли о сносе «хрущевок». Что сейчас городские власти могут предложить по этой части жилого фонда Харькова?
— Когда-то у нас был «пилотный» проект: на Новых домах были реконструированы «хрущевки». Реконструкция будет поэтапно продолжаться, но это будут единичные дома. Пока мы говорим о реконструкции, некоторые города бывшего Советского Союза сносят «хрущевки». К сожалению, Харьков к этому не готов. Вопрос расселения жильцов этих домов очень проблематичен. Реконструкция «хрущевок» позволяет максимум достроить мансардный этаж. Если же рассматривать возможность сноса, то на их месте могут появиться современные многоэтажные здания, которые окупят отселение и позволят инвестору что-то еще и заработать. Но самый сложный вопрос — это переговоры с жильцами дома и их отселение. Московские фирмы изучают в нашем городе эту тему. Интерес есть, но результатов мы пока не видим.
— В прошлом году в горисполкоме презентовали градостроительный кадастр Москвы. У городских властей была идея заказать разработку такого же кадастра и для Харькова. Чем это все закончилось?
— Что касается градостроительного кадастра, то у Москвы статус столицы, который позволяет ей иметь такой кадастр. Под него был даже принят специальный закон. Статус столицы России и нашей «первой столицы» — очень разные вещи. Наше законодательство не позволяет нам провести все так же, как в Москве. Но это не значит, что в городе нет такого кадастра. Градостроительный кадастр частично ведется при управлении градостроительства и архитектуры. Единственное, хотелось бы вести его в более полном объеме. Градостроительный кадастр включает в себя информацию о зданиях, сооружениях и инженерной инфраструктуре. Поэтому будем пытаться создать единый кадастр, куда будет включена информация фонда коммунального имущества, управлений архитектуры и земельных отношений и горБТИ. Если получится работу четырех подразделений свести в единый кадастр, это будет очень удачный проект. Он включит в себя полную информацию о каждом земельном участке, здании и его инженерном обеспечении.
— Генплан предусматривает увеличение объемов жилищного строительства. По данным, отраженным в нем, средняя обеспеченность жилой площадью на одного харьковчанина в 2002 году составляла 20,3 м2. К 2026 году обеспеченность жителей планируется довести до 25 м2…
— Генпланом предусмотрены площадки под жилищное строительство с учетом реконструкции и с учетом изменения городской черты. Сейчас начинается подготовка площадки застройки жилого комплекса «Парковый» по пр. Московскому от ул. Северной до ул. Плиточной. Этот год может считаться началом строительства одного из четырех микрорайонов, его название — «Парковый-4». Завершение строительства всего жилого комплекса (ориентировочно на 10 тыс. жителей) планируется к 2012 году.
Пока основное строительство идет за счет реконструкции, где-то получается и уплотнительная застройка. Возникают и споры, но говорить о том, что стройка на Московском проспекте кому-то мешает, нельзя. Здесь как раз стройка расположена далеко от жилья. Жильцы могут провести переговоры с застройщиками и получить для себя какие-то блага от них, а не противостоять просто потому, что там были зеленые насаждения. Там не было деревьев ценных пород. Застройщик после окончания работ выполнит озеленение этих и прилегающих микрорайонов более ценными породами зеленых насаждений.
— Все крупные города мира очень плотно застроены. Скажите, если Харьков будет развиваться успешно, есть у него шанс стать одним из таких городов? Не останется ли он без деревьев, газонов, парков?
— Даже и в Европу ехать не надо — достаточно побывать в Москве, где сплошной камень и отсутствие зеленых насаждений режет глаз. В Японии практически нет зеленых насаждений, но там, где они есть, эти объекты заслуживают внимания. Если это парк, то это парк! Я не буду говорить о Лесопарке, но скажу лишь, что его состояние оставляет желать лучшего и, к сожалению, это факт. Есть ли смысл держать такие громадные площади зеленых насаждений, которые находятся в ужаснейшем состоянии? Не уверена. Да, это прекрасно, когда в черте города есть такой зеленый оазис, но надо его правильно содержать. Если бы Лесопарк был в прекрасном состоянии, никто никогда в жизни не посмотрел бы в его сторону с мыслью что-либо там построить. Я думаю, что Харьков не останется без зелени. И мне бы очень хотелось, чтобы те зеленые зоны, которые есть в городе, заслуживали внимания, были настоящими местами отдыха для харьковчан, куда людям не только собачку хотелось бы вывести на выгул, но и самим выйти погулять.
— В прошлом году несколько раз озвучивалась мысль о том, что Генплан Харькова будет корректироваться. Будет ли он пересмотрен в той части, где написано, что под жилое и общественное строительство может быть использовано 362,88 га территорий, которые сейчас заняты зелеными насаждениями?
— Генплан — это живой организм, который подлежит корректировке; это не догма. Уже сейчас мы корректируем «красные линии», которые являются одной из частей Генплана. Будет ли необходимость войти застройкой в зеленые зоны, покажет жизнь: если мы не сможем расширить границы города, то, может быть, Харьков вынужден будет развиваться в том числе и за счет части зеленых зон.