Семья из трех человек в двухкомнатной квартире с 1 мая теперь будет платить за коммуналку на 150 гривен больше – в Минфине подсчитали, каким будет размер расходов на жилищно-коммунальные услуги после повышения тарифов.

Так, в расчете на одного человека и однокомнатной квартиры расходы составляли 297 грн., а  с 1 мая будут 370 грн. Трое членов семьи в двухкомнатной квартире будут платить на 150 грн. больше, четыре человека в трехкомнатной квартире – на 200 грн. больше. То есть увеличение расходов составит в среднем 25%.

Для тех, кто использует для индивидуального отопления природный газ, –  повышение более значительное. Если для однокомнатной квартиры расходы в среднем составляли 409 грн., то с 1 мая –  546 грн. Для среднестатистической двухкомнатной, соответственно, вырастут с 886 грн. до 1298 грн., для трехкомнатной надбавка составит 40–45%.

А с 1 июля на 40% подорожает тепло. В результате количество семей, имеющих право на получение субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг увеличится до 4,5 млн грн. – к ним в Минсоцполитики добавили еще и компенсации для домохозяйств, которые после повышения тарифов окажутся на грани бедности, то есть будут иметь доход ниже прожиточного минимума (менее 1190 грн. на человека). Последние будут иметь право на компенсацию, равную разнице между стоимостью коммунальных услуг до и после повышения.

Эксперт рынка жилищно-коммунальных услуг Михаил Гаевский считает, что прежде чем повышать тарифы, их нужно было юридически, технико-экономически и социально обосновать.

– Мы до сих пор не знаем, каким образом формировали тарифы. Согласно законодательству, любой человек может принять участие в рабочей группе по контролю за формированием тарифов. Это сделано не было, – говорит Михаил Гаевский. – К тому же коммунальное предприятие не отчитывается, какие технические усовершенствования  проведены, выполнен ли энергетический аудит, с каким КПД работает их оборудование и т. д.? То есть насколько эффективно они работают, нам не известно.

Что касается социальной составляющей, то, по словам эксперта, Украина ратифицировала Европейскую социальную хартию, предусматривающую, что оплата за жилье должна быть доступной для  малообеспеченных слоев населения, но этот пункт у нас не выполняется.

– Допустим, что тарифы обоснованны. И их нужно повышать – потому что во всех  цивилизованных странах тарифы на энергоносители для населения выше, чем для промышленности, поскольку там хозяйствующие субъекты не содержат население. Но при этом там существует жесткий контроль: суммарный платеж за жилищно-коммунальные услуги не превышает 20% от дохода семьи. Кстати, одна из причин, по которой Турцию не берут в ЕС –  суммарный платеж в этой стране составляет 24% от дохода. А в Украине – это и 70, и 80, а то и 90%  доходов семьи, – отмечает Михаил Гаевский.

Субсидия же, по мнению эксперта, грубо нарушает права человека.

– Дело в том, что под страхом отключения от коммуникаций при оформлении субсидий люди подписывают заявления-декларации, – подчеркивает Михаил Гаевский. –  Внизу формы заявления мелким шрифтом написано, что человек обязан сообщить обо всех своих близких, родственниках, где они живут, какой у них доход. Также он соглашается с тем, что в любое время к нему может явиться комиссия с целью выяснить, не делал ли он во время получения субсидии крупные приобретения. И если, например, вам подарили холодильник или телевизор, эта комиссия является к дарителю. А это противоречит Конституции, Европейской конвенции о защите прав человека и Европейской социальной хартии.

Кроме того, оформив субсидию, потребитель вынужден будет полностью (без перерасчета) оплачивать свою часть даже при получении некачественной услуги. 

– Поэтому нет заинтересованности и в установке счетчиков, – уверен Михаил Гаевский. –  В свою очередь коммунальное предприятие не мотивировано улучшать качество услуг, поскольку деньги и с потребителей, и с государства (в виде субсидии) все равно получит. Да и органам местного самоуправления не интересно вмешиваться в деятельность коммунальных предприятий, если потребители исправно платят, а государство исправно дотирует.

Другое дело если бы компенсация потребителям выплачивалась напрямую, скажем, к пенсии.

– Если услуга не предоставлена – мы не платим. И предприятие будет заинтересовано в предоставлении качественной услуги, иначе ему не заплатят, – приводит доводы Михаил Гаевский. – Главное, чтобы механизм начисления этих компенсаций был прозрачным.

Тарифы должны быть одинаковыми для всех
Так считает председатель Харьковского областного совета Сергей Чернов.

– Людям нужно говорить правду: стоимость услуги должна быть реальной, а те, кто не может оплатить, должны получать адресную дотацию. В то же время не должно быть такого, что кто-то мог бы заплатить и за себя, и за соседей, а платит на уровне пенсионера или инвалида, – отмечает Сергей Иванович.

По его мнению, государство должно разработать единую тарифную сетку для населения.

– Одна и та же услуга не может стоить, к примеру, в Лозовой в несколько раз дороже, чем в Харькове. Должна быть применена формула, которая урегулировала бы все эти вопросы, – убежден Сергей Чернов.