Задуматься над тем, что такое добро и зло, любовь и коварство, пригласил своих юных почитателей Театр юного зрителя. Спектакль «Серебряная паутина» открыл 46-й сезон ТЮЗа.

Если вы думаете, что возраст театра совпадает с количеством театральных сезонов, смею вас уверить — не все так просто. Годом своего рождения ТЮЗ считает 1920-й, когда в этом же здании был открыт первый театр для детей в Украине. Во время второй мировой войны Харьковский театр уехал в эвакуацию, но потом домой так и не вернулся, обосновавшись во Львове. В 1960 году в Харькове открывается новый Театр юного зрителя, с новой труппой актеров, пришедших с курса Леся Сердюка. Так и получилось, что у Харьковского детского театра два дня рождения.
Сегодня в репертуаре ТЮЗа 26 спектаклей, начиная от «Золотого цыпленка» и заканчивая «Дон Кихотом». Ориентируется театр на четыре детские возрастные группы: «горшочники» — от 3 до 6 лет, младший, средний и старший школьные возрасты. И ко всем нужно найти свой подход, сделать спектакли понятными и интересными. Вот и приходится шагать, что называется, в ногу с педагогами и психологами, делая акты в спектаклях для самых маленьких по 20 минут — не высидит больше ребенок на одном месте, побегать ему нужно, «выбегать» свою энергию, чтобы потом вернуться в зал и все-таки досмотреть действо: «Самое главное, чтобы, выйдя со спектакля, он сказал родителям, что хочет прийти еще, — поясняет директор ТЮЗа Леонид Копнин. — Если он этого не сказал — мы проиграли. Если мы не приучили ребенка к своему театру, то он в дальнейшем уже не пойдет ни в Украинскую драму имени Т. Г. Шевченко, ни в театр имени А. С. Пушкина, ни в оперный, ни в Органный зал. Наш театр обязан привить ребенку любовь к искусству».
Этот сезон в ТЮЗе решили открыть спектаклем украинского драматурга Александра Коломийца «Срібна павутина». Театр делает ставку на украинскую классику, и не только классику. Однако определенный риск с повальной украинизацией последних лет, по словам Копнина, все же есть — не привык пока еще харьковский зритель к «рідній мові», ему по-русски как-то привычнее. Да и пьеса не так на слуху, как «Лісова пісня» и «За двома зайцями», которые давно утвердились в репертуаре театра.
Собственно говоря, сама пьеса — о том, что любовь и коварство всегда идут рядом, но побеждает все-таки любовь: «Сегодня эта пьеса тоже очень интересна и актуальна, — рассказывает режиссер-постановщик Юрий Старченко. — Ведь сейчас наши дети «плавают» в плане ответа на вечные вопросы. Вот мы и стараемся в этом спектакле ответить на некоторые из них. Любовь здесь мы пытаемся рассмотреть в разных аспектах, начиная от самого ее зарождения, симпатии и увлеченности до глубокого настоящего чувства».
Отдельно хотелось бы поговорить о музыке к пьесе. Написана она была специально к спектаклю композитором Александром Шестаковым, трагически погибшим в июле этого года. Привычной уже для нашего уха «попсы» не было, а был… джаз, регги и даже техно. И подобного музыкального новаторства в классической пьесе немало. Это и подкупало юных ценителей театра, заставляя каждую музыкальную репризу встречать аплодисментами.