Праздничная дата — 75 лет создания Харьковской области — стала в большей степени отправной точкой для обсуждения проблем современной Слобожанщины, чем очередным торжеством. Эта мысль прослеживалась во всех выступлениях участников «круглого стола», посвященного истории, современности и перспективам области, которые собрались в среду в Харьковском национальном университете им. В.Н. Каразина (ХНУ).

Небольшой экскурс в историю совершил декан исторического факультета ХНУ Сергей Посохов. Он напомнил, что Харьковщина — это часть историко-географической области, которая имеет название Слобожанщина. Она была размещена на границе леса и степи, и сам по себе этот географический фактор в значительной мере определил ее историческую судьбу. Заселение нашего края славянскими племенами произошло в VIII веке.
Но официально история Слобожанщины начинается с середины XVII века, когда на эти земли, которые с XVI века входили в состав московского государства, пришли украинские переселенцы.
Дата 75-летия создания Харьковской области, возможно, по сравнению с 350-летием Харькова выглядит не такой уже и значительной, замечает декан истфака ХНУ. Но надо вспомнить, что в свое время Слобожанщина была достаточно большой территорией, которая включала в себя соседние области: часть Сумской, а также Белгородской и Воронежской (ныне территория Российской Федерации). В 1932 году была создана Харьковская область — в тех территориальных границах, в которых она существует сегодня.
Окно в Россию нужно открыть
Профессор-экономист Артур Голиков, завкафедрой международных экономических отношений факультета международных экономических отношений и туристического бизнеса ХНУ, отметил, что факторами ускоренного развития Слобожанщины служили близость к угольно-металлургической базе России, прокладка железных дорог, которые соединили промышленный центр с угольно-металлургической базой, наличие дешевой рабочей силы. Но в настоящее время значение этих факторов существенно снизилось. Разорвались или значительно сократились производственно-технологические связи Харькова и области с предприятиями-смежниками в России и других стран бывшего СССР. Харьков уже не находится в фокусе транспортно-экономических связей.
Возможности для восстановления былого экономического роста Харькова теоретически имеются. Но для этого надо входить в Единое экономическое пространство (ЕЭП), убежден экономист. И через ЕЭП нужно воссоздавать народно-хозяйственный комплекс, который существовал раньше и в котором Харьков занимал место машиностроительного центра. Сейчас мощности тракторостроения, других машиностроительных производств недогружены. Одна из причин — узость отечественного рынка.
Попадания на рынок Евросоюза в ближайшем будущем не предвидится, считает профессор Голиков, другое дело СНГ. По инициативе Харьковского национального университета с ноября 2003 года существует еврорегион «Слобожанщина» в составе Харьковской и Белгородской областей. По сути дела, это «окно в Россию». Очевидно, его надо раскрыть и использовать.
Кто съел наше мясо?
Харьковская область всегда была одной из первых в республике и в СССР по инновациям, вспоминает завкафедрой учета и аудита Харьковского национального технического университета сельского хозяйства им. П. Василенко Владимир Амбросов. В области была отработана четкая система различных типов специализированных хозяйств по производству мяса, птицеводческие комплексы, Чугуевский агрокомбинат. Производительность труда в этих хозяйствах была в 2,5-3 раза выше средней, себестоимость продукции на 20-25% ниже. В 1990 году все хозяйства нашей области имели рентабельность 45%. Однако за последние 15 лет все практически разрушено.
Поэтому сегодня, считает доктор экономических наук Владимир Амбросов, поддерживая фермерские хозяйства и личное подсобное хозяйство, следует уделить внимание крупнотоварным хозяйствам, имеющим площадь земли свыше 3 тысяч гектаров. Кроме того, нельзя допустить, чтобы ряд хозяйств специализировался исключительно на зерне и подсолнечнике — это губительно для земли. «Мы угробили плодородие почвы, мы нарушили севообороты, мы сделали сезонным труд, и практически область стоит перед тем, что потенциал плодородия ежегодно снижается», — с тревогой говорил ученый.
Сегодня также предлагается уменьшить на Украине площадь пашни с 37 до 18 миллионов гектаров, — встать на такой путь нельзя.
Под предлогом убыточности в ряде хозяйств практически уничтожено поголовье животноводства, констатировал Владимир Яковлевич. Мы за годы реформ уменьшили на миллион голов крупный рогатый скот, на миллион голов — свиней, на 80% овец, на 50% птицы. Откуда же будет мясо? Можно что угодно говорить, какие угодно лозунги, но потенциала сегодня нет. Поэтому надо всячески восстанавливать животноводство в наших хозяйствах, возвращать молодежь в вымирающие села. Сегодня самые острые проблемы — это безработица, бедность, демографический кризис, вымирание села, трудовая миграция. На Украине восемь миллионов человек — в основном селяне — работают за границей.
Коснулся Владимир Амбросов и вопроса о рынке земли. Он считает, что практически за 15 лет, кроме разговоров, этот вопрос не получил конкретного выражения. Получилось так, что определение номинально собственника, его земельных, имущественных паев не сделало селянина практическим собственником. «Тот хозяин, на которого был расчет, не появился, — утверждает Владимир Яковлевич. — Сегодня это наемный работник с самой низкой оплатой труда». Доходы сельской семьи от собственности составляют всего 31 гривну 97 копеек в месяц. При этом значительная часть оплаты труда, арендной платы выплачиваются натуроплатой. «Практически мы людей загнали в угол, — считает ученый. — Вместо того чтобы получить деньги, селянин получает натуроплату, с которой не знает, как быть. Он не имеет выхода на рынок, не организована реализация продукции». Поэтому к вопросу о рынке земли в области надо готовиться, определиться, кому продавать землю, кто будет продавать землю и каким образом.
Харьков: Нью-Васюки или первая столица СНГ?
О перспективности инновационного направления развития Харьковщины говорил на «круглом столе» Василий Таций, ректор Национальной юридической академии Украины им. Ярослава Мудрого. Он напомнил, что обращался к администрации области, руководству облсовета о создании на базе города Харькова научно-исследовательского института правового обеспечения и инновационного развития страны. «Если мы будем работать на таком общегосударственном уровне, — заметил академик, — то мы даем шанс Харькову оставить как можно больше черт столичного центра Украины». А от этого зависит и авторитет региона, его поддержка и получение инвестиций.
Еще одна проблема, считает ректор юракадемии, проблема регионального общения. Прежде всего с нашим соседом — Россией. Харьков был первым регионом, который после развала СССР начал развивать межрегиональное сотрудничество. К сожалению, сегодня очень активно сотрудничество идет только с Белгородской областью.
Василий Таций с горечью говорил, что ушло то время, когдамы гордились тем, что Харьковщина была центром авиастроения, оборонной промышленности. Это «лакмусовые бумажки» для определения состояния региона. «Я вспоминаю недалекую историю, когда мы утратили уникальную возможность вернуть Харькову признаки столичного, а может, межгосударственного уровня. Когда распадался Советский Союз, мы обратились к руководству Украины и Харьковской области с предложением, чтобы Харьков стал столицей СНГ. Масса аргументов: территориально, интернациональный состав, транспортное сообщение и многое другое. А какие бы пошли инвестиции, престижность, новые специальности! Утратили».
Пока не утрачена еще одна возможность: сделать Харьков — юридическую столицу — центром судебной власти.
Верховная Рада Украины поднимала уже вопрос о переносе Конституционного суда в Харьков. «Но тут снова нужна поддержка не только научного обеспечения, — считает президент Академии правовых наук Украины Василий Таций, — но и поддержка нашей власти». Нужно убедить, что Харьков способен принять и создать условия для таких общегосударственных институций, обеспечить их деятельность в бытовом и материальном плане.
Академик Таций просил «в сотый раз обратить внимание» властей на создание в Харькове аэропорта мирового уровня. Здесь находится очень выгодная транспортная магистраль, которая могла бы соединить Европу, Ближний Восток, страны Индокитая, Средней Азии. А мы практически утратили возможность стать центром транспортного сообщения.
«Я на собственном опыте, к сожалению, знаю, что пока не будет стабильного сообщения Харькова с регионами не только Украины и бывшего Советского Союза, но прежде всего Европы и мира, мы не можем ожидать инвестиций, научного сотрудничества. Только за рубежом начинаешь говорить, что нужно доехать до Киева, потом сесть в машину или на поезде приехать в Харьков, интерес пропадает».
В ходе проведения «круглого стола» ректор юракадемии обратился к главе Харьковского облсовета Василию Салыгину с просьбой «не утратить хотя бы возможности строить совместный аэропорт с россиянами. Я знаю, что пока Харьков не будет иметь такую возможность, мы утрачиваем мировой простор — и научный, и интеллектуальный, и промышленный, и бизнесовый».
Итоги: нужны «круглые столы»!
По следам выступления каждого из участников «круглого стола», по всем проблемам можно было бы проводить не один «круглый стол», — подводя итоги встречи, сказал председатель Харьковского облсовета Василий Салыгин. Городу действительно нужен аэропорт, у нас еще нет пятизвездочного отеля, отсутствуют современные конференц-залы.
Я не хочу сегодня анализировать работу наших предприятий, но если не 90, то 95 % из них — это уже история, отметил Василий Викторович. Сегодня трудно представить, что на тех предприятиях, которыми мы гордились, с трепетом выговаривая их название, установлено оборудование 1923 или 1937 годов выпуска, которое себя морально изжило.
Руководители этих коллективов действительно энтузиасты своего дела, но научно-технический прогресс не стоит на месте. Сегодня много говорят о заводе Малышева, о производстве танков. Но, например, в Финляндии утилизируют 300 танков. Не является секретом и то, что в апреле будет проведен тендер по утилизации тысячи танков на Украине. И может, танки уйдут в прошлое, как когда-то отошла кавалерия. Да, жалко. Жалко, что в мире есть конкуренция и харьковское самолетостроение не нашло того развития, которое оно должно было найти.
Глава облсовета признался, что многие проблемы, прозвучавшие на «круглом столе» (в том числе медицинские, образовательные, проблемы предпринимательства), ему известны. Василий Салыгин удовлетворен тем, что на встречу пришли люди, которым небезразлично, как будет развиваться область. Он считает важным организацию и проведение подобных «круглых столов», в том числе учеными и политиками: «лучше обмениваться мыслями, чем кричать с трибун майданов. Давайте предложения, давайте работать».
Справка

С конца 50-х гг. ХVII века до 1765 г. Харьков был полковым городом — центром Харьковского полка. В 1765 г. в результате реформ, проведенных Екатериной II, роль Харькова как административного центра возросла. Полковое устройство было упразднено. Харьков стал центром вновь образованной Слободско-Украинской губернии. В 1780 она была преобразована в Харьковское наместничество. А в 1796 — вновь в Слободско-Украинскую губернию. В 1835 г. она была переименована в Харьковскую и вновь вошла в состав Черниговского, Полтавского и Харьковского генерал-губернаторства с центром в Харькове.
Первые годы советской власти характеризовались достаточно частым реформированием административно-территориального устройства. С 1923 г. Харьков становится не только губернским, но и окружным центром (в состав Харьковской губернии входили пять округов). В 1925 г. губернии были ликвидированы. С 1930 по 1932 гг. Харьков (в то время столица УССР) являлся отдельной административно-хозяйственной единицей, подчиненной непосредственно Всеукраинскому съезду советов и ВУЦИК.
27 февраля 1932 г. была образована Харьковская область. Она включала в себя 78 районов. В ее состав входили, кроме Харькова, другие крупные города: Сумы, Полтава, Кременчуг. В 1937 г. от нее отделилась Полтавская, а в 1939 г. — Сумская области.