Часто приходится наблюдать несправедливость в медицинских учреждениях. В поликлинике теряли результаты моих анализов и заставляли за деньги сдавать их снова. В реанимации, где лежала моя мама, санитарки сутками к ней не подходили, намекая на оплату их услуг. Я всегда теряюсь в таких случаях, не понимаю, как действовать, а потом ругаю себя за то, что позволила себя облапошить. Есть ли универсальный алгоритм действий в случае, если медики нарушают права больного?
Ольга Николаевна

Конфликт лучше погасить на месте


Пациенту поликлиники или амбулатории проще бороться за свои права, нежели стационарному больному, считает медицинский юрист Анна Москаленко. У него, как правило, и заболевание не настолько серьезно, и в перемещениях он свободен.

— Если права пациента нарушаются в поликлинике, он может сначала высказать свои претензии лечащему врачу и воззвать к его совести, — советует Анна Москаленко. — Бывает достаточно дать понять лечащему врачу, что вы знаете свои права, как он начинает перестраиваться и оказывать медицинские услуги в рамках правового поля. Если доктор не понимает, что с пациентом нужно действовать в рамках закона, стоит обратиться к главному врачу с устной жалобой на неправомерные действия либо бездействие лечащего врача. В момент подачи устной жалобы можно понять позицию главного врача. Если он сразу вникает в суть проблемы и старается ее решить, устной жалобы будет достаточно. Если же главврач не заинтересован в разрешении конфликта, слушает вас вполуха и не вникает в ситуацию — обязательно оставляйте письменную жалобу. В шапке заявления следует указать: «Главному врачу, его фамилию, имя, отчество, форму собственности учреждения здравоохранения (государственное, коммунальное или частное), фамилию, имя, отчество пациента и его домашний адрес. Посередине пишем слово «жалоба», затем излагаем суть: «Прошу восстановить мои нарушенные права». В жалобе можно просить, чтобы врача привлекли к дисциплинарной ответственности — например, вынесли выговор. Жалоба пишется в двух экземплярах. На экземпляре, оставшемся у пациента, в поликлинике должны быть дата принятия жалобы и подпись либо секретаря главврача, либо работника канцелярии. Если вы не получили ответ на жалобу через установленный законом период времени (в течение 30 дней) — это нарушение: наступает ответственность лечебного учреждения через административный суд.

Пациенту стационара стоит поднакопить силенок


— Если нарушаются права больного, который находится в стационаре, как правило, самостоятельно он не в силах отстаивать свои права, — говорит медицинский юрист. — Единственное, чего может добиться такой больной — ознакомиться со своей медицинской документацией и высказать лечащему врачу пожелания и требования. В частности, стационарный больной имеет право (по его желанию и показаниям) на помощь любых специалистов, в которых он нуждается. По его просьбе может быть созван медицинский консилиум. Кроме того, стационарный больной может отказаться от предложенного лечения (полностью или частично) или от каких-то методов диагностики. Конечно, в стационаре нет смысла полностью отказываться от лечения, но от части — больной имеет полное право.

Если больной не соблюдает режим


— Важно, чтобы при отстаивании своих прав стационарный больной соблюдал больничный режим, — советует Анна Москаленко. — Ко мне обратился харьковчанин, которого отказывались лечить в стационаре. С одной стороны, это грубое нарушение со стороны медработников, однако когда разобрались в ситуации, оказалось, что мужчину  привезла в стационар скорая помощь, и он лежал в больнице, пока у него были боли, а когда стало легче — ушел домой на выходные. Через два дня вернулся для продолжения курса терапии, а его отказались принимать обратно. В этой ситуации налицо нарушение больничного режима, поэтому пациента автоматически выписали и имели на это полное право.

Также особое внимание необходимо обратить на поведение родственников. В каждой больнице существуют часы посещений. Если этот график будут нарушать родственники, врач вправе вообще запретить посещения пациента.