
Более трех миллионов гривен в течение двух месяцев собрали и передали солдатам украинской армии харьковские активисты группы Help Army.
Помогают военным, которые базируются в Харьковской области, не только местное население, но и жители других областей, и даже из-за рубежа: Канады, Нидерландов, Израиля, Швейцарии, Германии и ОАЭ.Списки необходимых вещей приводили волонтеров в ужас
Начиная с марта, когда воинские подразделения передислоцировались ближе к украинско-российской границе, волонтеры, вызвавшиеся помогать военным, наведываются к защитникам родины регулярно.
– Первые пробные поездки в воинские части были самыми запоминающимися — эмоции переполняли и нас, и военных. После второго-третьего визита началась паника – списки, которые передавали командиры, были огромными: требовались десятки аккумуляторов, сотни колес, только перечень запчастей для БТРов для части, расположенной в Башкировке, занимал четыре страницы, – вспоминает один из организаторов группы Help Army в Харькове Татьяна Бедняк. – Паника прошла, когда на призыв в соцсетях достать свои заначки, отложенные на косметику или гаджеты, и пормочь деньгами армии, откликнулось множество людей.
Приблизительно в то же время другая харьковчанка, в «мирное время» бизнес-аналитик, Катерина Макаренко вместе с друзьями решила предложить помощь пограничникам.
– Мы взяли с собой фрукты и отправились искать военных в приграничные районы, – говорит активистка. – А когда выгружали солдатам, что привезли, услышали от командира неожиданную просьбу — подарить флаг Украины, лежавший на заднем сидении авто. На вопрос, что еще нужно, военные попросили привезти еще флагов, чтобы развесить их на технике. К слову, военные просят их и сейчас.
Волонтерам пришлось дублировать госзакупки
Первая задача, которая стояла в марте перед волонтерами, — помочь военным привести в боеготовность технику, простоявшую законсервированной 30 лет. Кроме того, важно было экипировать и накормить солдат.
У погранслужбы была проблема с инвентарем для мобилизированных солдат: нужны были палатки, буржуйки, кровати, матрацы, одеяла. Как оказалось, все это на складах Минобороны имеется, но открыть их армия не может до введения военного положения.
– Получился парадокс: за волонтерские деньги мы покупали то, что годами пылится невостребованное на складах, – сетует Катерина Макаренко. – Самыми дефицитными были кровати – их не хватало, и парням приходилось спать на деревянных поддонах. Второй топ-товар, который требовался в огромных количествах, — берцы. Дело в том, что закупленная армией по тендеру обувь, по словам солдат, носится четыре недели и может пережить всего два дождя. Когда берешь берцы в руки, кажется, что они изготовлены не из кожи, а из крашеного картона. Военные постоянно просят привезти им ботинки, хоть бэушные, но импортные.
Еще одна снабженческая проблема – отсутствие возможности обмена экипировкой между разными частями.
– Был случай, когда мы везли заказы сразу в две части, на первом объекте солдаты заметили у нас в багажниках коробки с запчастями для соседей и рассказали, что эти детали, так нужные другим частям, лежат у них невостребованными, но передать их соседям нельзя, поскольку части принадлежат к разным родам войск, – рассказывает Катерина Макаренко.
В последнее время актуальными стали лекарства
При доставке в части волонтерской помощи возникла полемика о том, как надежнее это сделать: отдавать непосредственно в руки рядовым или передавать через командиров. Волонтеры из группы Help Army уверены: командирам частей нужно доверять.
– Адресно можно передать белье, тапочки, зубную пасту, а когда речь идет о продуктах или запчастях, то их отдавать стоит только командиру, – убеждена Татьяна Бедняк. – Был случай, например, когда сердобольное население передало солдатам самогон, что категоричеки запрещено. Если мы не доверяем командирам, которые будут отдавать приказы, то эта помощь вообще бессмысленна. Те командиры, с которыми мы сотрудничаем в Харькове, — настоящие профессионалы.
За время работы волонтеры научились координировать свои действия.
– В самом начале были случаи, когда волонтеры завалили военных тушенкой и сгущенкой. Армейцы шутили, что скоро будут отстреливаться этими банками. Сейчас мы четко знаем, кто, что и куда везет – об этом обязательно сообщается координаторам, – констатируют волонтеры. – Наиболее востребованы лекарства: список необходимых препаратов получился на 40 тысяч гривен. Также нужны 12 бескаркасных эвакуационных носилок. А из продуктов всегда актуальна картошка.
Количество желающих помочь армии постоянно растет, но суммы, которые перечисляют люди, становятся все меньше – видимо, резервы у населения истощаются. Но не переводятся крупные спонсоры, причем они действуют анонимно, чтобы никто не обвинил их в пиаре. Один из таких бизнесменов экипировал одиннадцать бойцов, которые вызвались служить в новосозданных батальонах правоохранителей.
Экипировать нужно еще около 70 человек. Им нужно абсолютно все — спальники, разгрузки, бронежилеты, балаклавы, – перечисляетт волонтер Андрей Таубе, который сотрудничает с подразделениями.
В армию нужно верить
Есть у украинских военных и антипомощники, которые выставляют в соцсетях недостоверную информацию о военных, предупреждают волонтеры из Help Army.
– Так, поступил сигнал якобы о том, что бойцы башкировской бригады сливают и продают солярку, – рассказывает Татьяна Бедняк. – Я когда прочитала это, сразу расхохоталась, поскольку лично собирала запчасти для этой бригады и знаю наверняка, что на ее балансе все БТРы, кроме одного тягача, работают на 92-м бензине, поэтому солярку солдаты из этой части однозначно сливать не могли.
Не доверять подобным рассказням и верить в своих военных – просят волонтеры харьковчан.
– А еще солдатам очень важно получать «с гражданки» письма, написанные от руки. Они помогают побороть информационный вакуум и напоминают ребятам, что мы верим в них и помним о них, – делится Катерина Мельник.