Современные маркетинг и реклама с их хитроумными способами привораживания потребителей вовсе не нов: самые остроумные рекламные трюки были придуманы еще нашими предками.

Энтузиастам харьковского музея рекламы удалось собрать массу интересной информации. С материалами помогал исторический музей, приносили экспонаты и харьковчане: обертки, этикетки, наклейки с бутылок, старые открытки.

Принять ванну за 20 копеек


Один из самых старых экспонатов музея – копия справочника «Весь Харьков в кармане» 1912–1916 годов, рассказывает организатор и создатель музея рекламы Наталия Лантвоева. Информация в некоторых рекламных блоках дана на трех языках — русском, немецком и иврите, наверняка с учетом проживающих тогда в Харькове основных носителей. Горожанин мог найти в издании номера телефонов практикующих врачей, больниц, бань, страховых компаний, шляпных магазинчиков и фирм, которые чистят шляпы, мастерские по ремонту обуви и керосиновых ламп. Очень много в справочнике рекламы бань (отдельно для господ и простолюдинов) с услужливой прислугой и посещением отдельной ванной комнаты (стоимость купания в ванне – 20 копеек).

Еще в середине ХIХ века владелец солидного кондитерского производства Алексей Абрикосов максимально использовал все инструменты маркетинга и мощь наружной рекламы. Его имя красовалось везде: в газетах, на тумбах, вывесках, на фасадах домов и афишах. Абрикосов был очень изобретателен.

— Например, однажды появилась «новость», что в одном из кондитерских магазинов Абрикосова  работают только блондинки, в другом – только брюнетки, – рассказывает Наталья Лантвоева. – Любопытные покупатели мчались в магазины, чтобы убедиться, не обманули ли их. Естественно, без конфет или шоколада они не уходили.

Горожане с удовольствием заглатывали рекламную наживку


Судя по рекламе, в Харькове в начале прошлого века были актуальны вопросы увеличения бюста. Некая госпожа Жанна Гринье изобрела метод увеличения груди, что  засвидетельсвовано нотариальными документами. Основала в Москве бюро и наняла талантливого копирайтера, который    писал, например, следующее: «Красивый бюст – прерогатива женственности, залог успеха и счастья в жизни. Хороший корсет хоть и может отчасти скрыть плоские исхудалые формы, но это искусство маскировки никогда не удовлетворит самолюбие уважающей себя женщины...». К слову, этот же автор писал и «благодарности» от дам. Вот письмо некой мадемуазель из Харькова: «Вот уже 12 дней, как я начала следовать вашим указаниям. Мои вялые, опущенные груди стали упругими, как у моей младшей сестры, которой я всегда завидовала».

Реклама перекраивает мышление


Есть в харьковском справочнике столетней давности и реклама препарата от полового бессилия у мужчин.

– Сейчас рекламируют известный препарат для усиления мужской потенции, причем многие производители позиционируют его как новинку, – говорит Наталия Лантвоева. – Между тем этому препарату уже много лет. У нас в музее есть реклама этого же препарата, которой уже больше ста лет.

И сейчас, и сто лет назад реклама активно перекраивала мышление. Например, у мужчин того времени было принято бриться в цирюльнях, но известная фирма-изготовитель бритвенных принадлежностей, которая известна и сейчас, активно соблазняла сильный пол бриться самостоятельно. Ее технические характеристики выглядели так: не требует точки и правки, регулируется в зависимости от жесткости бороды, сгибаемые при бритье лезвия.

– В рекламе изображали бреющегося самостоятельно молодого целеустремленного и успешного англичанина, – рассказывает создатель музея. – Естественно, такой активный молодой человек должен бриться сам, а не безучастно сидеть в кресле у цирюльника.

Старая реклама была почти произведением искусства


– Раньше рекламные плакаты создавали даже очень известные художники, в частности Васнецов. Плакат создавался в единственном экземпляре. Его потом тиражировали в типографии, но все-таки к рекламе был индивидуальный подход. Нынешняя реклама далеко не уникальна. Сейчас реклама использует лица счастливых людей и ставит их всюду. Как правило, эксплуатируются образы менеджеров, врачей. Нередко дизайнеры используют для разных фирм одну и ту же картинку. Получается, что одни и те же персонажи кочуют с рекламы одной фирмы на другую. В результате люди уже узнают лицо и при этом не запоминает ни фирму, ни продукцию.