У меня двое сыновей. Старшему уже 14 лет, а он не хочет понимать, каким трудом достаются деньги, — тратит их, сколько ему ни дай. Младшему сыну шесть, и мне хочется научить его иначе относиться к деньгам. Арина
Когда лучше начинать
— Наиболее благоприятным для начала формирования финансовых навыков является возраст от пяти до восьми лет, — говорит финансовый эксперт Ирина Шевченко. — В этот период у ребенка закладываются первые представления об этике и морали, актуализируются вопросы о том, что такое хорошо и что такое плохо, и именно в этом возрасте хорошо начинать обучение грамотному ведению счета деньгам, пониманию их ценности и назначения, умению отличать желания от потребностей. Джолайн Годфри, одна из ведущих специалистов, занимающихся финансовым воспитанием детей, предлагает семь упражнений, которые способствуют выработке необходимых навыков у детей этого возраста.
Подсчет денег должен войти в привычку
Для начала Ирина Шевченко советует предложить ребенку поговорить о том, зачем нужны деньги. Родителям не нужно бояться говорить: «Нам это не по карману», «Мы не можем себе это позволить». При этом нужно объяснить причину отказа и рассказать, на какую покупку они предпочитают потратить деньги. Второе упражнение поможет научить вести счет деньгам. Пусть ребенок подсчитает деньги, которые он собрал, заработал и потратил за неделю. Хорошо бы составить таблицу, куда малыш будет вписывать получившиеся суммы.
— Эта задача должна войти в привычку, проделываться машинально, но вместе с тем не должна вызывать неприятных ощущений — беспокойства или дискомфорта, — предупреждает специалист. — Выберите то, что занимает важное место в его жизни, и регулярно сообщайте ему о связанных с этим расходах (например, на игрушки, на мороженое). А еще поручите ребенку собирать скопившиеся дома мелкие монеты, пересчитывать их и складывать в определенное место. Имеет смысл также купить ребенку его первый бумажник.
Транжира должен уметь отвечать за свои траты
Следующее упражнение вразумит чадо грамотно тратить денежки.
— Научите ребенка планировать бюджет, — советует Ирина Шевченко. – Если вы планируете поход в магазин игрушек или другое интересное событие, заранее обсудите, сколько денег потратит ребенок. Определите вместе с ним, на что пойдут деньги, рассмотрите варианты — например, купить одну вещь подороже или несколько подешевле. Определите бюджет для домашнего животного, поручите ребенку самому принимать решения по этому бюджету и подсчитывать затраты на корм, игрушки для домашнего любимца. Когда идете с чадом за покупками, дайте ему калькулятор — пусть подсчитывает общую сумму в процессе выбора товаров. Не забывайте подавать хороший пример — сами разумно тратьте деньги.
Кроме того, важно, чтобы дитя поняло, что нужно жить по средствам. Для этого нужно проштудировать, как планировать траты его карманных денег. Если ребенок слишком быстро потратил карманные деньги или вышел из бюджета, ему нужно дать возможность самому справиться с последствиями.
Должок нужно возвращать
Упражнение № 5 научит ребенка экономить.
— Сделайте две коробочки с надписями «потратить» и «сэкономить» и вместе с ребенком раскладывайте в них его карманные деньги, — советует специалист. — Поговорите с ребенком о том, какой смысл вложен в понятия «копить» и «экономить», в каких случаях мы их употребляем, почему ими пользуемся. Упражнение № 6 приучит возвращать деньги. Если вы купили что-то для ребенка и расплатились кредитной карточкой, покажите ему счет и объясните, что теперь вы обязаны заплатить за покупку банку, несмотря на то, что в магазине вы просто протянули кредитку продавцу. Одалживайте ребенку небольшие суммы, долги пусть возвращает из карманных денег. Следите, чтобы это упражнение научило ребенка возвращать долги, а не влезать в них. Упражнение № 7 продемонстрирует щедрость в действии. Помогите ребенку самостоятельно приготовить подарки к празднику близким и друзьям-сверстникам. Собственным примером поощряйте в нем щедрость и внимательность к окружающим.