Верховная Рада одобрила мобилизацию автотранспорта в Украине, приняв законопроект № 4785 от 28 апреля 2014 года «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усовершенствования оборонно-мобилизационных вопросов во время проведения мобилизации».

Теперь призвать в армию могут не только бойцов, но и транспорт, который понадобится новобранцам во время службы.

Узнав о законе, автомобилисты не на шутку всполошились — мало кому охота отдавать своего железного коня, пусть и во временное пользование.

В Харьковском облвоенкомате успокаивают — легковой транспорт армии не требуется. Под «призыв» могут попасть только грузовики, автобусы, микроавтобусы, экскаваторы и внедорожники.

– Технику, как и личный состав, мы мобилизуем исключительно по плану, доведенному нам Минобороны. Ни «Жигули», ни легковые «Мерседесы» армии не требуются, – заверяет заместитель военкома Харьковской области Юрий Калгушкин. – Техника, которую мы изымаем для армейских потребностей, изначально была забронирована у владельцев на период военного или чрезвычайного положения. Хозяева КАМАЗов, КРАЗов, тягачей и внедорожников четко знают, какие из их автомобилей подлежат мобилизации, поскольку ставя их на учет, они сразу получали предписания и подписывали так называемые «сводные наряды». Просто происходило это в мирное время, и владельцы техники, скорее всего, не думали, что в этом возникнет необходимость.

Пенсионер Николай Афанасьевич, ставший пешеходом в последние годы из-за здоровья,
подтверждает: мобилизация техники – дело не новое.

– В молодости я ездил на «УАЗике», потом на «Ниве». Оба внедорожника стояли на учете в военкомате, и я знал, что в случае войны должен отдать их армии. В то время все полноприводные легковушки изначально воспринимались как армейские, – вспоминает пенсионер. – Мне кажется, в таком подходе есть смысл, если страна хочет быть готовой к защите своей территории. Хотя, конечно, если за свой внедорожник водитель заплатил миллионы, ему жалко отдавать его военным.

Но военные заверяют – не вся «военнобязанная» техника требуется армии.

– Когда проводилась первая волна частичной мобилизации, мы комплектовали вооруженные силы, в том числе техникой. Так, 22-й батальйон, который мы набирали в начале весны, полностью укромплектован. Технику для него предоставили как госпредприятия, так и частные предприниматели. Сейчас началась вторая волна частичной мобилизации, но вводных о количестве техники мы еще не получали, – отмечает Юрий Калгушкин.

Призывают технику, как и личный состав, – до подписания президентом указа о частичной демобилизации. Если же, к примеру, грузовик не на ходу, его владелец должен либо предоставить военкомату другой такой же, но исправный, либо починить этот. При этом забирать «Ниву» или «бобик» прямо на дороге или у блокпоста никто не будет, уверяют в военкомате. При законной передаче авто обязательно будет оформляться соответствующий акт, в котором будут указаны сведения о владельце и техсостоянии машины.

– На самом деле принятие этого закона – ни что иное, как приведение в порядок украинского законодательства, – поясняет губернатор Игорь Балута. – Украина раньше не готовилась к войне, и руководство страны подобных мер законодательно не предусмотрело, теперь пришло время это сделать. Мобилизация техники практикуется во многих странах мира, в частности в Израиле. Что касается легковушек, то лишь в случае военных действий со стороны определьной страны может возникнуть надобность в мобилизации такой техники. Но будем надеяться, что до этого дело не дойдет.

Между тем юристы уверены, что новоиспеченный закон не зря вызвал бурю в обществе: слишком он сырой.

– Он однозначно требует доработки, – уверен юрист харьковского автоклуба Денис Журавель. – К примеру, стоит прописать, какие именно автомобили попадают под мобилизацию, кто и как будет разыскивать машину, подлежащую мобилизации, а также указать какую компенсацию может получить владелец авто в случае порчи его имущества и т. д. Если бы все это было прописано в законе, удалось бы избежать паники среди автомобилистов Украины.