С помощью харьковской разработки астрономы предупреждают землян об опасностях космоса. Несколько лет назад профессор ХНУРЭ вместе с аспирантами создал  программу автоматического поиска астероидов.

Недавно сотрудник Института прикладной математики им. М. В. Келдыша РАН (Москва) открыл приближающийся к Земли астероид 2014 KH2 (MPEC 2014-K23 : 2014 KH2). Ученый установил, что размер космического тела составляет 400-1000 метров и со временем он может быть признан потенциально опасной угрозой для нашей планеты. Это открытие астроном сделал на удаленной обсерватории ISON-MN, которая находится в США в штате Нью-Мексико.

Как рассказал «Вечернему Харькову» главный редактор веб-сайта Харьковского национального университета радиоэлектроники Александр Мусиездов, это открытие стало возможнывм благодаря исспользованию программы автоматического поиска астероидов на серии ПЗС-кадров – CoLiTec, разработанной в Харькове.

– Программа была разработана группой аспирантов и соискателей кафедры электронных вычислительных машин Харьковского национального университета радиоэлектроники в 2009 году, – отмечает редактор.

Руководитель группы разработчиков программного обеспечения профессор кафедры ЭВМ Вадим Солоневич говорит, что благодаря программе с 2011 по 2012 годы зарубежные исследователи сделали 80% наблюдений и 75 % предварительных открытий астероидов. Хотя в основном ею пользуются в странах СНГ и Балтики. Сейчас права на использование харьковское ноу-хау принадлежат Институту прикладной математики им. М. В. Келдыша РАН, но исследователь трудится над разработкой бесплатной версии этой программы.

– Принцип действия програмы не сложный — выделение движущегося тела, для чего используется межкадровая и внутрикадровая обработка фотографий, –  уточняет ученый.

К слову, работа над программным обеспечением для исследования космоса начиналась как хобби.

– Я занимался наблюдением искусственных спутников земли и на астероиды особого внимания не обращал, – признается профессор. – Но по просьбе знакомого московского профессора подключился и к этой теме. В результате нам удалось разрабатывать эту программу.