Транспортная милиция Украины празднует 95-летие. Специальное подразделение правоохранителей появилось 5 июня 1919 года и с тех пор не дает спуску преступникам на железной дороге и в ее окрестностях.

Находить взрывчатку помогают собаки


Необходимость в этом подразделении была настолько велика, что создали его сразу вслед за обычной милицией. Первые линейные милиционеры были не похожи на нынешних своих коллег: единой формы у них не было, многие ходили в обычных кепках, буденовках и телогрейках, с пистолетами и в сапогах.

– Железная дорога всегда была государством в государстве. Это одна из главнейших артерий страны, по которой и сто лет назад, и сейчас перевозятся грузы, пассажиры, вооруженные силы – все, что необходимо для нормальной жизнедеятельности страны. Для ее охраны и была создана транспортная милиция, – говорит первый замначальника Управления МВД Украины на ЮЖД Алексей Тригуб. – С тех пор задачи подразделения не изменились.

Участок работы у «линейщиков» немалый: более четырех тысяч километров ж/д путей, 19 вокзалов, около 300 станций, 414 остановочных платформ, более 350 переездов, а также локомотивные и вагонные депо. Оградить все это от грабителей и защитить пассажиров и грузы непросто, но за 95 лет усовершенствовалось и оснащение правоохранителей, и методы работы.

– В управлении был создан научно-исследовательский экспертный криминалистический центр с современным оборудованием, опытные эксперты помогают в раскрытии преступлений, – констатирует Алексей Васильевич. – Несколько лет назад в управлении появился кинологический центр. Наши питомцы занимают призовые места на соревнованиях и выставках и оказывают огромную помощь по выявлению наркотиков, взрывчатки, оружия. Так, несколько недель назад на платформе вокзала Харьков-пассажирский возле вагона поезда Львов – Харьков служебный пес помог выявить самодельную взрывчатку — 19 бутылок, заполненных порошкообразным веществом. Этот груз к нам привезли четверо парней, двое из которых под куртками были облачены в бронежилеты. 

Чаще всего приходится раскрывать кражи


Оружие или взрывчатку пассажиры везут не часто. Самое распространенное преступление на железной дороге — кражи. Особенно воры любят людные вокзалы и поезда дальнего следования. На вокзалах бороться со злоумышленниками помогают камеры наблюдения, а вот с поездами сложнее.

– В этом году в пассажирских и пригородных поездах было зарегистрировано 58 краж, – приводит статистику Алексей Тригуб. – Поймать удается только каждого четвертого вора. Причина – в специфике подобных преступлений: как правило, пассажиры выявляют пропажу спустя время, когда преступник уже успел сойти с поезда. Между тем раскрыть такие преступления можно только по горячим следам, если пострадавший обратился в течение 15–20 минут после его совершения. Чаще всего воруют мобильные телефоны, планшеты, ноутбуки, золото, кошельки.

Не попасться на удочку преступнику можно, уверены в милиции. Достаточно соблюдать несколько простых правил: не оставлять без присмотра вещи во время стоянок поезда, не доверять «присмотреть» за ними попутчикам. Не отдавать свой мобильный соседям по вагону, у которых «разрядилась батарея», не оставлять на столике ценных вещей – лучше спрятать в сундук под нижнее сиденье и не демонстрировать в дороге или при посадке туго набитый кошелек. 
 
– Ночью купе лучше закрывать не просто на защелку, но и на специальный фиксатор, блокирующий дверь. Есть, конечно, умельцы, для которых он не помеха, но с таким приспособлением все равно нужно повозиться, а это может отпугнуть вора, – советует Алексей Васильевич. – Не стоит распивать с незнакомыми людьми спиртные или другие напитки – появились случаи, когда воры подсыпают в чай или воду пассажирам снотворное. Не нужно в поезде играть в карты или азартные игры.

По данным правоохранителей, самые криминогенные поезда на сегодняшний день – Одесса – Харьков, Харьков — Львов. Случаются кражи в составах Харьков – Киев и Луганск – Киев.

– С одной стороны, мы стали больше регистрировать обращений граждан – на сегодняшний день в производстве более 1 300 дел. Но только в 756 из них есть состав преступления, а это практически на 8% меньше, чем в прошлом году, – отмечает подполковник милиции.

С северным соседом полное взаимопонимание
В последние месяцы транспортная милиция, как и все украинские силовики, работает в усиленном режиме. Но отношения между украинскими и российскими милиционерами не охладели.

– Сотрудникам уголовного розыска, которые работают в линейном отделении, регулярно приходится общаться с коллегами из России – взаимоотношения нормальные, задача и у нас, и у соседей одна — бороться с преступностью, а это вне политики. Случаев непонимания или противодействия со стороны российских силовиков не было, – заверяет Алексей Тригуб.