Историк по образованию, харьковчанин Игорь Нещерет известен больше, как фотохудожник и автор культурно-философских проектов. Об Игоре как о журналисте знают меньше, хотя, что любопытно, родился он 6 июня, в День журналиста Украины.

— Игорь, вы окончили кафедру истории древнего мира и средних веков ХНУ имени В. Н. Каразина, потом защитили кандидатскую диссертацию по философии в том же ВУЗе, а как пришли в журналистику?

— Я изучал историю для души, для развития и расширения кругозора. В 1990-х годах в университете был факультет общественных профессий, там было две или три специальности, среди них «журналистика». Параллельно с учебой на истфаке, два раза в неделю приходил в редакцию газету «Харківський університет». Главным редактором тогда была Луиза Моисеевна Межова. Она рассказывала нам, как выбирать тему, как писать, делилась опытом. Нас водили на телеграф, показывали, как работает «Телетайп», т.е. рассказывали о разных видах масс-медиа. Недавно я нашел несколько номеров газеты за 1993 год со своими публикациями, например, там была статья «О проблеме историчности Иисуса Христа», заметка о фестивале «Культ Модерна» в Харькове. Этот фестиваль был мультикультурным и фееричным — музыка, театр, литература и визуальные искусства дополняли друг друга. Можно было послушать английские рок-группы, посмотреть австрийский театр, увидеть работы французских фотохудожников. В 1995 году я окончил университет, а мой коллега Владимир Сигалов, он был на курс старше, уже работал в газете «Бизнес-Харьков» и пригласил меня в редакцию. Здесь я писал материалы исторической направленности, брал интервью у знаменитостей — певца Сергея Крылова, музыкального продюсера Сергея Мясоедова, рок-группы «Разные Люди». Кроме культуры, редакция давала мне задания писать на тему бизнеса, промышленности, индустрии, стандартизации. И параллельно я вел рубрику «Из истории Харькова». Это было самым интересным для меня, я шел в библиотеку, поднимал подшивки газет, читал дореволюционную прессу, по материалам которой писал статьи. Еще я сотрудничал с киевским журналом «Новый рок-н-ролл». Помню, в Харьков приезжали ди-джеи и рок-музыканты из Голландии, и я брал у них интервью для этого журнала. Позже публиковался в журнале «Птюч», а потом поступил в аспирантуру на кафедру философии ХНУ им. Каразина. 

— Это журналистика послужила толчком заняться философией?

— Не совсем. На последних курсах истфака я заинтересовался историософией — философией истории, представленной работами Карла Ясперса, Арнольда Тойнби, Льва Гумилева, я хотел узнать о сути исторического процесса, его особенностях. Первичным толчком пойти в аспирантуру было именно это, но тему диссертации я выбрал по индивидуальной философии человека. Учась на истфаке, я читал психологическую литературу, и понял, что мне ближе не история государства, или цивилизации, а философия человека и его личная история.

— Игорь, сначала у вас была история, потом журналистика, философия. А как фотографией увлеклись?

— К фотографии я пришел через желание запечатлевать эстетически значимые фрагменты реальности. Я брал у моего брата фотоаппарат «Киев», снимал на пленку город — памятники, здания, людей. И очень жалел, что нам на истфаке не преподают историю искусств. Студент в 90-е годы получал больше аудиоинформацию, слуховой канал, соответственно, был лучше развит, а зрительный отставал. Сейчас в этом смысле студентам проще — больше компьютерных презентаций, слайдов, фильмов и человек получает информационную нагрузку сразу через слух и зрение.

Интерес к визуальному остался незаполненным, и я занимался самообразованием — читал журналы об искусстве, ходил на выставки в Художественный музей, Дом художника, галерею «Вернисаж»,  салон «Даис». В начале 1990-х открылся «железный занавес» и стало возможным посмотреть работы многих «запрещенных» художников, таких как Жан Тенгли, Рене Магритт, Том Вессельман, Сальвадор Дали. Мне хотелось расширить свой кругозор в плане истории искусств. На тот момент я уже поступил в аспирантуру и попросил своего научного руководителя дать рекомендацию, чтобы мне разрешили, как вольному слушателю, посещать лекции в Худпроме, и я в течение года прослушал курс от первобытной истории искусств по историю искусств ХХ века. Кроме того, я один семестр отучился киношколе «Маgika-film». Нам давали задания писать сценарии,  делать фоторепортажи.

— А события?

— К событийной фотографии я прихожу только сейчас. Мне всегда нравилась художественное фото, а в репортаже мне кажется эстетического компонента меньше всего. В нем есть исторический, информационный, событийный, экспрессивный элемент. Запечатлевается скоротечный момент, люди как они есть, в кадр попадает много бытовых деталей, и пока я редко работаю в этом жанре.

— Журналистикой продолжаете заниматься?

— Немножко пишу для души о том, что нравится. О стрит-арте, о современной музыке, о странах, которые посетил.

— А над чем работаете сейчас?

— Я работаю над проектом «Образы человеческого общения» совместно с кафедрой ЮНЕСКО «Философия человеческого общения» ХНТУСХ имени Петра Висиленко как куратор и над выставочной серией философского фото как автор. Она будет иметь (простите за некоторый пафос) гуманистическую направленность, призывать задуматься о нашей культуре, цивилизации, необходимости сохранения природы, гармоничных отношений между людьми, уважении к животным.