11 июня в Харькове прошел круглый стол на тему: «Об основных изменениях в Конституцию Украины по децентрализации государственной власти».

Как отметил в ходе мероприятия секретарь Харьковского городского совета Александр Новак, нормативные акты, задекларировавшие основные подходы и базу органов местного самоуправления, были приняты в 90-х годах прошлого века. В 1997 году это было закреплено в Конституции, а также появился базовый закон, который действует до настоящего времени.

– Тема децентрализации власти и концепции реформирования местного самоуправления давно назрела, сейчас этого ждут практически жители всех территориальных громад. Если взять те функции и полномочия, которые мы имели на момент принятия закона в 1997 году, и то, что имеем сегодня, – это две большие разницы. Нас лишили многих базовых полномочий, например, в регулировании земельных и имущественных отношений, лишили контроля за строительством объектов и возможности распоряжаться теми средствами, которые зарабатывает территориальная громада и местные бюджеты. Многое было сказано в последние годы о реформировании местного самоуправления, но, к сожалению, все это оставалось лишь словами. Хотелось бы, чтобы эта реформа завершилась именно такими результатами, которых ждут территориальные громады и общество – созданием полноценной системы местного самоуправления, – отметил Александр Новак.

Также он напомнил о заявлении вице-премьер-министра по региональному развитию Владимира Гройсмана по поводу того, что уже готовятся законопроекты по передаче с государственного уровня на местный более 50 таких полномочий.

Среди новшеств реформирования местного самоуправления – введение института государственного представителя вместо нынешних облгосадминистраций.

– Предполагается, что государственный представитель получит полномочия вести контроль за исполнением актов органов местного самоуправления, в том числе и приостанавливать их действие. Если сейчас органы местного самоуправления подконтрольны государственным органам только по вопросам делегированных полномочий, то предусматривается общий контроль – и делегированных, и общих полномочий. Мы видим в этом определенную степень риска, ведь в случае разногласий государственный представитель может издать распорядительный акт и приостановить действие того или иного решения, после чего спор перейдет в суд. Но мы будем работать над этим вопросом и вносить свои предложения, чтобы, с одной стороны, был эффективный контроль государства, а с другой, органы местного самоуправления могли надлежащим образом реализовывать свои полномочия, – отметил секретарь горсовета.

В то же время городская власть рассчитывает на то, что изменения в Конституцию, в случае их принятия, закрепят дополнительные источники доходов за бюджетом города, в том числе в части общегосударственных налогов. Если будет усилена материальная база, то у нас есть силы, способы и возможности сделать так, чтобы жители Харькова ощутили реальные изменения.

– Мне хотелось бы пожелать, чтобы каждый участник вынес из круглого стола единое видение процесса формирования государственного строительства изменения и территориальной организации власти. Хочу сказать, что этот процесс продолжается уже не первый год. Сейчас мы имеем утвержденную концепцию реформирования местного самоуправления и в отличие от прошлой концепции – этапы реформирования более жесткие, конкретные. На первом этапе в этом году планируется внести изменения в Конституцию, подготовить соответствующие изменения в законодательные акты, регламентирующие вопросы местного самоуправления и территориальной организации власти. В 2015 году во время второго этапа продлится более практический процесс передачи полномочий от местных государственных администраций, которые перестанут существовать как исполнительные органы на местах и будут созданы исполкомы областных и районных советов, – рассказал  заместитель председателя Харьковской облгосадминистрации Василий Хома.

Он отметил, что к процессу концепции реформирования местного самоуправления и территориальной организации власти для обсуждения нужно привлекать не только ученых, государственных служащих, работников местного самоуправления, но и общественные организации и обычных людей, передает пресс-служба ХОГА.

– Это нужно для того, чтобы видеть, как будут люди воспринимать этот процесс. Потому что от того и будет зависеть результат. В областной государственной администрации уделяется внимание этому вопросу. Мы видим в этом процессе прозрачность, демократичность и результативность, – заверил Василий Хома.

Круглый стол состоялся в Харьковском региональном институте государственного управления Национальной академии государственного управления при Президенте Украины. В работе круглого стола также приняли участие председатели районных администраций и районных советов, преподаватели института, сообщает пресс-служба горсовета.