В Харьков приезжают вынужденные переселенцы из «горячих» регионов. Какого рода психологические проблемы у них могут быть и может ли им помочь обычный человек? Светлана

Они готовы хоть завтра на работу


— Приехавшие к нам люди еще не понимают, в чем могут нуждаться. Им неловко беспокоить других своими проблемами и неудобно признаваться в своих потребностях, — делится координатор всеукраинской линии «Телефон доверия для всех» в Харькове, координатор команды кризисных психологов Ольга Кадышева. — Они даже воды не попросят, если им не предложить. На вопрос «Что вам нужно?» я много раз слышала: «Ничего, у нас все есть». Они уверены, что очень скоро вернутся к мирной жизни, в свои дома. Наблюдала, как молодой человек переживал о только что собранном урожае ранней капусты. Мама двоих детей с грудной девочкой на руках рассказывала, как много красивых вещей для малышки осталось дома, но им ничего не нужно, потому что они скоро вернутся. Мужчины и женщины, не обремененные возрастом и маленькими детьми, готовы хоть завтра выходить на работу и обеспечивать себя и свои семьи.

Защитные механизмы организма могут его разрушить


— Люди, приехавшие из опасных регионов, в растерянности, им страшно, у них единственное желание — спасти свою жизнь,— говорит психолог. — Волонтеры кризисной психологической службы стремятся встречать переселенцев в день прибытия, пока еще не прошло двух суток после психологической травмы. В этот период человек еще открыт, у него не произошло замыкание процесса.

Стресс — это ответ организма на воздействие среды, при котором нарушается организмический баланс (гомеостаз), рассказывает Ольга Кадышева. Первый шок обычно мобилизует организм, требуя задействования всех его ресурсов — происходит адреналиновый всплеск, рассказывает специалист. Чтобы мобилизовать все ресурсы для выживания, организм обеспечивает тонус, бдительность, сосредоточение на проблеме. Однако если стресс затягивается, он истощает организм. Длительный стресс опасен тем, что организм не успевает восстановиться, и защитные механизмы могут начать его разрушать.

Если человек оглушен бедой


В ситуациях угрозы жизни — таких, как сейчас испытывают многие переселенцы, — возникает шоковая реакция. Люди переживают ее по-разному, но особенно опасно, если человек реагирует замиранием — организм фактически имитирует смерть.

— Когда оглушенный проблемой человек замыкается, впадает в ступор — это критическое состояние, — говорит психолог. — Распознать его можно по отсутствующему выражению лица, скованности, потере интереса к происходящему, нежеланию общаться, снижению аппетита, прохладным конечностям. В этом случае человеку сложно помочь: если гормональный взрыв ушел внутрь, организм начинает работать на самоуничтожение. Это может приводить к разным видам аутоагрессии— болезням, депрессиям, суицидам. Согласно исследованиям последствий войны во Вьетнаме, от суицидов после войны погибло в три раза больше американских солдат, чем на войне.

Люди боятся проявления сильных чувств


— Они потерялись во времени, и им нужно дать ощущение реальности — разговаривать, проявлять активный интерес, задавать открытые вопросы, чтобы человек мог на них отвечать, — рекомендует Ольга Кадышева. — После таких расспросов люди оживают, рассказывают, что с ними случилось, могут плакать. Очень важно не позволить им замкнуться, помочь как можно быстрее отреагировать свои чувства: проплакать, прокричать, выразить агрессию или признаться в страхе, освободиться от накопившихся эмоций, вызванных гормональным взрывом в организме. Это очищает душу от непереносимых переживаний. Обычно люди боятся проявления сильных чувств, но когда человек плачет, причитает — это действенный способ выйти из шоковой реакции, сильного стресса.