В Харькове разгорелась домофонная война, заложниками которой стали горожане. Жильцы пребывают в замешательстве: по какой квитанции платить, если за одну и ту же услугу выставляют сразу два счета.

«А тем ли я плачу?»


— Ничего не понимаю, — сетует харьковчанка Татьяна Семеновна. — В 2008 году нам установила домофон компания «Цифрал-сервис», она же и производила его обслуживание. Но в феврале этого года нас предупредили, что отныне домофонное хозяйство перешло на обслуживание «Харьковгорлифта» и оплачивать услугу нужно коммунальному предприятию. Что я и делаю, тем более что у коммунальщиков это стоит на две гривны дешевле. Однако домофонная компания продолжает присылать мне свои платежки, долг с каждым месяцем растет.

Жительница Павлова Поля Марина Валентиновна продолжает платить частникам, поскольку, по ее словам, именно они устанавливали домофон в ее подъезде и продолжают его обслуживать.

— В пятницу мне на мобильный раздался звонок от оператора «Харьковгорлифта» с предупреждением, что я должна 16 гривен, и с угрозой судебного разбирательства в случае неуплаты, — рассказывает женщина. — Однако я ни разу не платила по квитанции КП, а значит и не заключала с ним публичный договор — не хочу. У нас в подъезде постоянно ломается лифт — слесарей ждем по два-три дня. Зачем мне такая же головная боль с домофоном?

В замешательстве пребывает и Константин Семенович, проживающий на Салтовке.

— Я плачу за домофон по единой квитанции за коммунальные услуги, а домофонная компания, которой мы платили раньше, продолжает присылать платежки, — рассказывает он. — Некоторые жильцы нашего подъезда продолжают платить домофонщикам, и когда месяц назад у нас сломался домофон, за помощью обращались именно к частникам. Они приехали и устранили неполадки. Я теперь переживаю: тем ли я плачу?

Домофонное хозяйство — в коммунальной собственности


Директор КСП «Харьковгорлифт» Анатолий Кандауров настаивает: с 1 февраля по решению Харьковского горсовета все домофонное хозяйство передано в коммунальную собственность, а посему оплачивать услуги по обслуживанию замково-переговорного устройства нужно по единой квитанции именно «Харьковголифту».

— Специалисты «Харьковгорлифта» вот уже на протяжении полугода занимаются устранением неполадок с домофонами, причем весьма оперативно, — заверил он.

Владельцы домофонных компаний возражают


Директор ООО «Домофоны Украины Харьков» А.М. Хотенко на запрос «Вечернего Харькова» сообщил, что юридическим основанием для обслуживания домофонной системы является действующий договор на техническое обслуживание и ремонт домофона, заключенный между компанией и жителями на неограниченный срок.

— Публикация в газете публичного договора КСП «Харьковгорлифт» и заявление, что горожане по умолчанию считаются клиентами Горлифта, не обязывает жителей ни подписывать договор, ни, тем более, оплачивать услугу, которую данная организаций не предоставляет, — утверждает он, добавляя, что в противном случае долг перед компанией, с которой заключен договор, будет расти, так как действие договоров решением городских властей отменить невозможно.

Домофонные компании оспаривают решение горсовета в суде


— Мы всеми существующими законными методами защищаем не только интересы компании, но и имущественные права абонентов, — отмечает г-н Хотенко. — Подано исковое заявление, которое на сегодняшний день находится в производстве административного суда. Также поданы коллективные заявления на рассмотрение в городскую и областную прокуратуры, в Госинспекцию по защите прав потребителей, в Антикоррупционный и Антимонопольный комитеты.

В Харьковском областном территориальном отделении Антимонопольного комитета Украины «Вечернему Харькову» подтвердили, что такое обращение действительно поступало. После его рассмотрения, а также значительного количества подобных обращений от других домофонных компаний и потребителей услуг, были даны рекомендации Харьковскому городскому совету по поводу внесения изменений в порядок, которым определяется исполнитель услуг по установке домофонного оборудования. А часть обращений, касающихся завладения чужим имуществом, перенаправляются в соответствующие правоохранительные органы.

Юристы рекомендуют взять тайм-аут


Юристы советуют не оплачивать домофон до тех пор, пока не будет вынесено решение суда в пользу той или иной стороны.

— Сейчас заплатишь одним — останешься должен другим, — считает юрист Леонид Гапеев. — Думаю, что надолго судебное разбирательство не затянется — принятые недавно законодательные новации существенно сокращают сроки рассмотрения дел в суде.

«Харьковгорлифт» обещает следить за сохранностью домофонов


Стороны конфликта не ограничиваются только судебными баталиями — на прошлой неделе в домах харьковчан были выведены из строя около 500 домофонов. Наиболее пострадали жильцы во Фрунзенском, Орджоникидзевском, Московском, Дзержинском и Ленинском районам.

Коммунальщики обвиняют в диверсии домофонные компании.

— Судя по всему, это была спланированная акция. У нас есть подозрение, что ее провели домофонные компании, которые ранее обслуживали это оборудование, — заявил директор департамента жилищного хозяйства горсовета Роман Нехорошков. — По данному факту будет возбуждено уголовное дело.

В свою очередь, Анатолий Кандауров пообещал, что «Харьковгорлифт» будет постепенно восстанавливать поврежденные домофоны, а для жильцов этих подъездов абонплата пока начисляться не будет.

— Кроме того, при КСП «Харьковгорлифт» создается группа помощников милиции, которые начнут следить за сохранностью коммунального имущества — домофонов, лифтов, светильников, — добавил он. – Это активные представители общественности, хорошо знающие свой район. Они будут ходить в рейды и оперативно информировать милицию в случае обнаруженных хищений. Группа добровольцев уже формируется, а руководителем этой дружины назначен мой заместитель.

Устройства вышли из строя по вине коммунальщиков?


В домофонных компаниях утверждают, что устройства вышли из строя по вине коммунальщиков. «Абоненты при оформлении заявок на ремонт поврежденных вызывных блоков домофонных систем ссылаются на то, что поломка оборудования произошла в результате внедрения в работу системы домофонизации сотрудников коммунальных служб», — говорится в сообщении ООО «Домофоны Украины Харьков» в ответ на официальный запрос «Вечернего Харькова» .

— Нам непонятны попытки представителей харьковских властей обвинить домофонные компании в проведении спланированной акции, так как мы по-прежнему считаем, что данное имущество принадлежат компании. Свои имущественные права компания отстаивает в судебном порядке. Мы уверены, что спорные решения городского совета о передаче домофонов в коммунальную собственность будут отменены, поэтому портить собственное имущество для нас не имеет никакого смысла. Компания понесла значительный материальный ущерб, поэтому в данный момент мы готовим заявления в милицию по факту порчи имущества. К этим заявлениям мы готовы приложить записи телефонных разговоров с абонентами, — говорят в компании и заверяют, что в кратчайшие сроки восстановят работоспособность домофонных систем в подъездах, жители которых продолжают регулярно и своевременно вносить абонплату.