Студент живет по-всякому: бывает хорошо, бывает плохо. А как живет ректор? В первые дни марта ректоры украинских вузов съехались в Харьков обсудить актуальные вопросы своей многотрудной ректорской жизни. Глава Министерства образования и науки Украины Станислав Николаенко провел выездную коллегию "Качество высшего образования — важное условие инновационного развития государства и общества" в помещениях ХНТУ «ХПИ» и Национальной юракадемии имени Ярослава Мудрого. «Заглянул» сюда и совсем уж высокий гость — председатель ВР Украины А. Мороз. Перед началом заседания его участники почтили минутой молчания память недавно умершего ректора Львовского технического университета «Львовский политех» Юрия Рудавского.

Хотя бы догнать
Уже давно и не нами сказано, что «мотор», если можно так выразиться, украинской экономики весьма архаичен. В ней сегодня преобладает воспроизведение третьего технологического уклада. Это — господство черной металлургии, электроэнергетики, железнодорожного транспорта и т.д. В мире промышленно-развитых стран доминирование 3-го уклада приходилось на послевоенные годы. Частично присутствует 4-й уклад, исчерпавший себя в развитых экономиках еще в 70-е годы, т.е. органическая химия и полимерные материалы, цветная металлургия, нефтепереработка, автомобилестроение и т.д.
В то же время в развитых экономиках преобладающим является пятый технологический уклад, в который Украина едва-едва вступает (информационные и коммуникационные технологии), а на смену ему уже идет шестой, к ключевым направлениям которого относятся: биотехнологии, нанотехнологии, системы искусственного интеллекта, глобальные информационные сети, компьютерное образование, формирование сетевых бизнес-сообществ. Именно эти отрасли на Западе развиваются наиболее интенсивно.
Как сказал в своем докладе Станислав Николаенко, политическое руководство страны осознает (дай-то Бог!) исчерпанность ресурсов роста в низших технологических укладах и необходимость перехода к инновационной модели развития государства и общества, без которого не может быть и речи о вхождении Украины в сферу высоких технологий и в современную глобализованную экономику. А для такого перехода необходима качественная реформа образовательной системы.
Многие считают, что для Украины будет вполне достаточно войти в общеевропейское образовательное пространство на волне Болонского процесса, поскольку Болонский процесс не отвергает национальных особенностей образования, а наоборот.
Но что мы имеем в качестве «национальных особенностей»? Сверхвысокую педагогическую (так называемую «горловую») загруженность профессорско-преподавательского состава — до 900 часов в год, нижайшие зарплаты и стипендии, огромное число студентов в одной учебной группе. Поэтому «болонские» новации сталкиваются с известным сопротивлением: существенно увеличивается расход времени на работу с документами, сопровождающими учебный процесс, и этим приходится заниматься за ту же зарплату, что и прежде. Преподавателю, и без того имеющему нормативно закрепленную сверхнагрузку, теперь надо находить еще и время на личное общение со студентами — оно тоже входит в понятие «болонизации».
За последние два года объемы финансирования образования вроде бы существенно возросли, но никто из преподавателей не замечает этого на собственной, так сказать, «шкуре» — деньги идут через руки сорока (!) распорядителей кредитов.
В ходе заседания был поднят такой важный вопрос, как расширение возможностей финансирования образования. Вполне закономерный. Основная часть существующего в стране денежного агрегата находится в руках работодателей, которым, казалось бы, и нести основную долю расходов за подготовку потребляемых ими специалистов. Большинство работодателей — это частный бизнес, так почему государственный бюджет должен оплачивать для него подготовку специалистов? Препятствием для «солидарной» подготовки специалистов, в том числе и за счет «частных» денег, является действующее законодательство — оно не позволяет отнести расходы бизнеса на образование к валовым затратам.
А как быть с колоссальной степенью недоверия к ректорам со стороны государственных контролирующих органов? Если ректор захочет что-то построить для своего вуза, он несколько лет потратит на то, чтобы «это» согласовывать, спроектировать и т.д. За это время средства, выделенные на строительство, обесценятся и окажется, что гораздо проще и спокойнее тратить свободные деньги, скажем, на дорогие престижные автомобили. С ними ведь проще и контролерам, и контролируемым, а ничего незаконного в этом нет: купили и купили. Главное — не украли!
Красивый пример по этому поводу привел ректор Харьковского национального университета Виль Бакиров. Вышла из строя в общежитии бойлерная. Месяц туда, месяц сюда, две недели на подписание договора… Уже и лето на носу. Нашим студентам еще можно объяснить эту ситуацию: мол, в такой стране живем, ребята. Но мерзнущие иностранные студенты такого «юмора» напрочь не понимают.
Никакой вуз не сможет качественно учить, если не ведет собственной исследовательской работы. Тем не менее научные сотрудники университетов считаются людьми второго сорта по отношению к академическим институтам — за тот же труд университетские ученые получают на 30% меньше. Бакиров предложил уравнять им зарплаты.
Большой проблемой постепенно становится профанация образования. Ей, по мнению ректоров, вполне возможно поставить чисто рыночный заслон: надо отказаться от поголовной выдачи всем дипломов государственного образца, позволить вузам выдавать своим выпускникам собственные дипломы. Попав на рынок труда, выпускники неизбежно найдут — каждый свою и каждый адекватную знаниям — оценку у работодателей.
Выступивший в прениях по основному докладу председатель Верховной Рады Александр Мороз высказал мнение, что в большинстве ректорских проблем повинна сверхцентрализация власти в стране. Он видит возможность разрешения «ректорских» проблем в расширении прав местного самоуправления в связи с развитием Конституционной реформы. В общем, Александр Александрович еще раз продемонстрировал свою несокрушимую приверженность идеям политреформы.
Александр Мороз заверил присутствующих, что существующая на сегодня власть в стране стабильна, никаких досрочных выборов — ни парламентских, ни президентских — всерьез не предполагается, а политические манифестации отдельных эмоциональных политиков не должны оказывать влияния на перспективное планирование людей, занятых конкретной деятельностью.
За два дня обо всех проблемах вузов было сказано много. Уместно процитировать выступление ректора Национального горного университета Г. Пивняка. Все властные структуры, сказал он, только на словах признают роль высшего образования, и мы должны адекватно на это отвечать, добиваясь реализации своих планов и программ. «Вы, Михаил Захарович, не отвлекайтесь, вы меня слушайте, — обратился он к председателю Ассоциации ректоров академику Згуровскому. — Вы в состоянии это сделать. А мы все должны отстаивать свои права и друг другу помогать».
Результаты заседания подытожены в Обращении коллегии к высшим институтам власти.
Поставить точку? Можно. Но только вот что хочется сказать еще, и уже не по поводу Болонского процесса или сложностей ректорской жизни. Складывается впечатление, что определенная часть наших политических элит, тех самых, которые «осознают роль», всерьез считает, будто можно войти в высшие технологические уклады, бросив низшие на произвол судьбы. Увы, высшие уклады развиваются не сами по себе — они имеют под собой ресурсный фундамент, создаваемый низшими, а низшие уклады, впитывая в себя достижения высших, меняют свой облик, становясь все более наукоемкими и производительными. Именно этот рост производительности труда в низших укладах, а не безработица, вызванная их параличом, высвобождает человеческие ресурсы для высших.
Так проблема современного образования на Украине оказывается тесно связанной с восстановлением промышленного производства. Иначе здание нового украинского образования может оказаться воздушным замком.