Туроператоры предлагают развивать внутренний туризм, тем более что из-за аннексии Крыма и подорожания валюты выездной отдых стал для многих сейча недоступным.
Как продать продукт под названием туризм – по этому поводу на днях состоялось совещание в ХОГА под председательством и.о. вице-губернатора Ивана Варченко с участием представителей туристических агентств и туроператоров области. Вице-губернатор уверен, что региону есть что показать гостям. По данным Ивана Варченко, в Харьковской области около 2,5 тысяч памятников и 121 музей.– Харьков – казацкий город, в котором есть целые церковные комплексы ХVII века; в нем жил Сковорода; в нашем городе можно побродить по руинам крупных промышленных гигантов, – перечисляет чиновник.
– Однако в связи с боевыми действиями на востоке иностранцы стали шутить, что в Харьковскую область можно ехать разве что с целью экстремального туризма. Иван Варченко уверен, что приглашать гостей безопасно, и их нужно в этом убеждать.
Согласно статистике, в прошлом году область посетили около 80 тысяч туристов, реально их было в разы больше. Для сравнения в 2010 году с туристической целью область посетили около 160-170 тысяч человек. Сейчас Крым не используется как зона рекреационно-туристического потенциала, и Харьковщина в ближайшие два-три месяца может взять на себя часть этих услуг, – рассуждает Иван Варченко.
Помочь развитию туризма может рекламная кампания, считает Иван Варченко. Он даже заверил, что готов сам быть рекламным агентом или актером в рекламных роликах.
Между тем эксперты туротрасли считают, что делать ставку на иностранных туристов пока не время.
– Мне кажется, нужно прежде всего развивать региональный туризм, переориентировав харьковчан на местные базы отдыха и водохранилища вместо той же Грузии, которая, по данным Всемирной туристической организации, занимает 1-е место по темпам развития иностранного туризма, – считает завкафедрой туристического бизнеса ХНУ имени В.Н. Каразина Анатолий Парфиненко.
Эксперты призняют: Харькову, несмотря на то, что он считается промышленным городом, показать все же есть что. Некоторые туристы, побывав на Сумской, сравнивают Харьков с Чехией. Однако проблема не в недостатке рекламы, а в плачевном состоянии исторических памятников области, поэтому мало заинтересовывает иностранцев.
– Прежде всего нужно работать над образом Харькова, – говорит экскурсовод одного из турагенств Наталия Буйнова. – Вы посмотрите на состояние местных усадеб и дворянских имений. Например, усадьба в Шаровке – самый красивый архитектурный памятник в Восточной Украине. Но он рассыпается буквально на глазах. К тому же в каждый приезд туда наблюдаю, как кто-то активно ворует кирпичи из старинного здания.
В результате экскурсия в Шаровку для туристов оказывается удручающей.
На совещании обсудили несколько шагов, как оживить туризм. В их числе – появление в области новых экскурсионных маршрутов, например: «Харьков, как музей индустриализации», пешеходных и веломаршрутах по историческому центру города; развитие рекреационного туризма для молодых семей с детьми; привлечение внимания к малым городам области – Чугуеву, Краснокутску, Изюму, Валкам, где сохранилось множество интересных историко-культурных памятников.
– Крайне важный вопрос – восстановить обмен молодежными и детскими туристическими группами с западными областями Украины. Мы обратимся к «Укрзализныце» с просьбой восстановить туристические направления, чтобы на период каникул была возможность ездить на запад страны. Интересное предложение – шире использовать возможности соцсети для промоакций среди молодежи. Другой важный вопрос – сохранение и восстановление исторических памятников, в том числе с участием волонтеров, – отмечает Иван Варченко. – Вероятно, в области создадут благотворительный фонд для сохранения и восстановления архитектурных исторических памятников.