Неоднозначная ситуация сложилась в поселке Высокий под Харьковом. Более сотни ромов, воспользовавшись тем, что среди них есть беженцы из Славянска, нелегально вселились в один из кемпингов.

Хозяйка в панике: непрошеные гости разбирают домики, жгут костры, потрошат кур. Ни власти, ни милиция освободить частную территорию не в силах — матерей с детьми на улицу не выгонишь, а от всех предложенных в качестве альтернативы мест расселения ромы отказываются.

Спасаясь от войны, цыганские семьи из Славянска и Донецка приехали на Харьковщину. Сначала разбили лагерь прямо в лесу — недалеко от трассы. Но погода испортилась, а тут и цыганская почта весть разнесла: неподалеку есть кемпинг, приютивший семью ромов.

— Беженцы поселились там на платной основе, а потом, когда деньги кончились, жили просто так, — рассказывает один из волонтеров Давид Гернер. — Слух быстро разнесся и люди, спасаясь от непогоды, тоже потянулись в кемпинг. В основном это беженцы из Славянска, есть несколько человек из Донецка. У многих даже документов нет — бежали из зоны военных действий как могли. Среди беженцев много матерей-одиночек. Куда им идти с детьми?Вскоре в лагере появилась милиция. Людей начали запугивать, выгонять. Тогда они перекрыли трассу. После этого начались визиты всевозможных чиновников. Был и глава райгосадминистрации Харьковского района Юрий Шпарага. Посмотрел — выдал нам пайки, дрова.

Давид не скрывает: места для расселения власти предлагали.

— Например, в поселке Высоком в здании какой-то больницы — все рушится, никаких условий нет, даже воды, — рассказывает он. — Женщины, конечно, отказались — куда в такое место с детьми?

Разрешения же на поселение в частном кемпинге ромы не спрашивали. По словам Давида, в лагере отключены вода и электричество, в домиках нет никакой мебели — спят семьи на полу на ковриках и одеялах, еду готовят — на кострах.

— Спасибо, помогают волонтеры — привозят еду, одежду, детские вещи, лекарства. Оказывают помощь и церкви, — говорит он.
Окончание на стр. 2

А тем временем в кемпинг продолжают пребывать новые жильцы — под шумок бок о бок с беженцами селятся уже и местные ромы. Хозяйка лагеря Галина Дмитриевна в панике.

— Третью неделю живут — никому покоя нет: ни мне, ни селянам, ни милиции. Через забор перелезли, замки сорвали. Прибывают и прибывают, — плачет женщина. — В кемпинге ни воды, ни электричества нет — он законсервирован. Но их это не смущает: спят по четыре человека на койке, антисанитария страшная. Кур несут из поселка, прямо на территории потрошат, разбирают домики и жгут костры, все в дыму. Представители райадминистрации были, посмотрели, привезли им еды на месяц. Предложили расселение и в Высоком, и в Люботине, и в Хорошево — не хотят, требуют квартиры в Харькове. Милиция по три раза на день приезжает, но только руками разводит — не в СИЗО же их с детьми забирать. Я понимаю, что есть среди них и беженцы. Но ведь нужно решать проблему расселения цивилизованно. В поселке люди боятся из дома выходить: не ровен час вернутся — а там новые жильцы.

Глава райгосадминистрации Харьковского района Юрий Шпарага соглашается: ситуация действительно конфликтная. Ромы категорически отказываются от предложенных мест расселения в пос. Высоком, Васищево и Хорошево и требуют предоставить каждой семье отдельную квартиру исключительно в Харькове. Кроме того, идентифицировать, кто из них действительно беженец, а кто примазался к чужому горю — очень сложно.

Люди дезорганизованы — их невозможно ни собрать, ни толком посчитать. Когда приезжают социальные службы, медики или милиция — сразу разбегаются по лесу. Кого догонят — с тем какой-то разговор ведут. Однако на слово им верить сложно, документов же у многих нет, — говорит Юрий Иванович. — Сейчас на территории кемпинга проживает 14 семей — это примерно 120 человек. Как удалось выяснить, из них вынужденных переселенцев 67 человек (34 взрослых и 33 ребенка) — они зарегистрированы в миграционной службе. Остальные — местные: жители Харькова, Васищева.

В четверг Юрий Шпарага намерен встретиться с руководством области, чтобы выработать стратегию и тактику в отношении этих людей.

— Будем действовать только на основании закона. Беженцев, которые зарегистрированы, перепроверим еще раз и без помощи и жилья, конечно же, не оставим, поскольку эти люди действительно в беде. С остальными будем добровольно-принудительно договариваться, чтобы они покинули это место, тем более что у многих из них есть дома, — говорит чиновник.

В департаменте социальной защиты ХОГА «Вечернему Харькову» подтвердили: ромам-переселенцам неоднократно предлагали различные варианты жилья, но те от них отказываются.

— Предлагалась и база отдыха в Печенежском районе, и общежитие Великобурлукского лицея, и жилые дома в Боровском и Первомайском районах, но семьи переезжать туда не желают — хотят поселиться в Харькове, — говорит начальник департамента социальной защиты ХОГА Елена Захуцкая.