За 75 лет Харьковский государственный академический театр кукол пережил немало радостных и горестных моментов.

В его истории были и скитания по чужим сценам, и эвакуация, и обретение собственного здания, и создание музея кукол. И, конечно же, феноменальный взлет, который театроведы связывают с приходом Виктора Афанасьева. Его имя театр носит с 1997 года.

У театра кукол долго не было собственного дома


– Наш театр открылся в 1939 году, – рассказывает заведующий литературно-драматургической частью Александр Стогний. – В штате было всего 20 человек, не имелось стационарного помещения — работать приходилось на сценах Клуба шоферов, Клуба медработников, Малого театра. В июне 1941 года актерам предоставили стационарное место в помещении областной филармонии на площади Тевелева, 24 (сейчас – площадь Конституции), где он находится и сегодня. Но путь к этому счастливому моменту оказался долгим.

В годы войны театр был в эвакуации, в Харьков вернулся в 1944 году. И снова пришлось «кочевать» – сначала ютился в Доме учителя, затем – в помещении театра Эстрады и миниатюр, который был преобразован в областной драмтеатр, и даже в павильоне на Коммунальном рынке.

Виктор Афанасьев создал «харьковский феномен»


Отправной точкой громкого успеха театра считается появление в нем Виктора Афанасьева – в 1952 году он стал худруком. Именно благодаря его усилиям 23 августа 1968 года актеры вернулись в здание, которое получили еще до войны. И сразу же по инициативе худрука там был организован единственный в Украине Музей театральных кукол — подобных во всем мире не более десятка.

С именем народного артиста Украины Виктора Афанасьева связан один из наиболее ярких периодов жизни театра, названный исследователями «харьковским феноменом».

– Я пришел в самый лучший в Советском Союзе театр в 1972 году, – вспоминает заместитель директора Вячеслав Панченко. – Виктор Андреевич был не только моим директором и худруком – я у него учился жизни. Он с самого начала сумел собрать вокруг себя талантливую труппу. Афанасьев брал на работу даже актеров без образования, главное — чтобы они были талантливы от бога. В том числе это были и бывшие фронтовики, которые рассказывали мне, что на фронте у них был свой театр: они делали кукол, набивая ткань землей, и ставили спектакли в промежутках между боями.
В поиске лучших актеров, режиссеров и художников Афанасьев ездил по всему бывшему Советскому Союзу.

– У него была прекрасная интуиция, поэтому в 1946-м и 1948 году в театр пришли будущие ведущие актеры труппы: Георгий Стефанов, Любовь Гнатченко, Петр Янчуков, Моисей Корик и многие другие, – рассказывает Вячеслав Панченко. – Как руководитель он был требовательным, при этом очень любил сотрудников театра. Он подсказывал: «Ты можешь быть художником, ты – звукорежиссером». И благодаря его советам очень многие добились успеха в жизни. Вообще, он принимал участие во многих судьбах и считал, что актер не должен знать бытовых проблем. В то же время Виктор Андреевич откровенно говорил все, что думал, не любил бездельников и не терпел в коллективе людей, не любящих театр.

Театр кукол перешагнул через стереотипы


В 1955 году Виктор Андреевич сумел доказать чиновникам, что в театре кукол может и должен существовать вечерний репертуар для взрослого зрителя.

– В конце 1955 года, после многочисленных худсоветов, на которые собирались секретари рай- и облсоветов и прочие чиновники, не имеющие отношения к искусству, состоялась премьера спектакля для взрослых «Чертова мельница» по пьесе Исидора Штока, – рассказывает Александр Стогний. – Спектакль уникален не только как первая в Украине постановка для взрослых, но и как долгожитель в кукольной среде. Почти шесть десятилетий он не сходит со сцены, пользуясь неизменным успехом у зрителя.

После «Чертовой мельницы» вечерний репертуар начал расширяться. И во взрослых спектаклях Виктору Афанасьеву удавалось отстаивать острые фразы, которые другому в советские времена не сошли бы с рук.

– В спектакле «Прелестная Галатея» есть момент, когда Бог останавливает такси, а таксист ему говорит: «Не могу тебя подвезти. Еду на Салтовку. У гараж», – вспоминает Вячеслав Панченко. – Бог замечает: «Даже ради Бога такси не останавливается». Или, допустим, в «Божественной комедии» Бог записывал биографию Адама. Ангел спрашивает Адама: «Какое у тебя образование?». Адам отвечает: «Никакое. Пиши – среднее».

В то время покупать билеты нужно было не менее, чем за полтора месяца. Впрочем, и сегодня спектакли для взрослых пользуются популярностью – харьковский театр кукол имеет самый большой в Украине вечерний репертуар.

Худрук ушел из театра с большой обидой


Театр кукол стал последним местом работы Виктора Андреевича.

– У него неожиданно образовалась большая проблема с жильем, – вспоминает Вячеслав Панченко. – Рухнул соседний подъезд, жильцов дома стали выселять, и Афанасьев остался без квартиры. Искали жилье, но у него была огромная библиотека, и она не помещалась в предложенные квадратные метры. А книги были для него всем. Виктор Андреевич рассказывал, что даже в голодные военные годы мог продать картошку или сало, чтобы купить книжку.

Квартиру для Виктора Андреевича нашли в его же доме, но поиски длились долго, и эта ситуация очень его угнетала. А предложение остаться только директором театра, покинув пост худрука, просто выбило у него почву из под ног.

– Ему было очень больно и обидно, и он сказал мне: «Порог этого дома я больше не переступлю». И ушел, – вспоминает заместитель директора. – Мы с ним встречались, я ему помогал, но в театр он никогда больше не приходил.

Знаменитый актер и режиссер Виктор Афанасьев похоронен на городском кладбище №13. Он оставил после себя множество поклонников и учеников, которые с благодарностью вспоминают о нем и до сих пор помнят его уроки.