«Да что у вас в Харькове интересного? Там же и смотреть нечего!» — такую фразу бросили мне однажды в Киеве. К сожалению такой была оценка и некоторых специалистов, с которыми мне довелось общаться.

Зря туристические фирмы не желают заниматься приемом туристов в нашем регионе. Это говорит лишь о том, что им не хватает знаний о туристических возможностях Харьковщины и они не знакомы с туристическим путеводителем «Харьков и Харьковская область» из специальной серии «Города Украины», изданным редакцией журнала «Туризм без границ».
Во время беседы с создателями путеводителя выяснилось, что возможности у Харькова в плане развития туристической отрасли и пропаганды развития туризма огромные, если не воспринимать «туризм» узко — как экскурсию в другой город или палатку с костром. «Туризм» включает в себя: отдых (отель, море, солнце), экскурсии (страны, музеи, памятники), оздоровление (санатории, клиники, лечение), культуру (концерты, музеи, этнос), духовность (паломничество), спорт (горные лыжи, спортивные мероприятия, авто- вело- мотопутешествия, пешеходные туры), образование (украинские и международные программы культурного и языкового обмена, тренинги), экстрим (альпинизм, рафтинг, спелеотуризм), специальный (охота, рыбалка, сафари, военный туризм), детский и молодежный (оздоровительные лагеря, экскурсионные программы).
И такой туризм связан со всеми сферами нашей жизни. При правильно организованной работе туристическую отрасль можно развить там, где есть исторические, культурные или природные предпосылки. Примером может служить Турция, где за полтора десятка лет рыбацкие деревушки превратились в фешенебельные мировые курорты. Туристический бум — следствие миллиардных инвестиций, грамотной рекламы и, конечно, природы. Но и в Скандинавских странах, где климат посуровее, туризм развивается поразительными темпами. В Норвегии, например, государство доплачивает фермерам, чтобы они выпасали свой скот на лугах, а туристы могли любоваться идиллическими картинами ландшафтов.
Конечно, наши коровки будут пастись и без премиальных, а вот убедить инвесторов вкладывать средства в туристическую отрасль просто необходимо. Только для этого необходимо в первую очередь создать информационную базу. На ее основе и существует «Зеленый туризм» на западе Украины. О его развитии говорят хотя бы такие факты, что в некоторых селах по пять 5–звездочных ресторанов типа нашего «Метрополя». У нас же огромное число заброшенных пионерских лагерей, которые вполне можно приспособить для этих целей или построить такие базы заново. Причем некоторые из них с казацким антуражем, да и соответствующие организации у нас нашлись бы, которые бы смогли ознакомить туристов с казацкой историей, традициями и забавами — без этого культурного пласта не понять нашего крутого слобожанского характера, умеющего и дружить, и творить, и воевать.
В путеводителе «Харьков и Харьковская область» рассказывается обо всех возможных туристических направлениях. В книгу вошли описания истории и культуры края, большинство музеев (около 69), театров, галерей, памятников истории и архитектуры города и области, парков, садов, дендропарков, рекреационных зон, оздоровительных заведений и минеральных вод, храмов и религиозных памятников, спортивных и туристических клубов и организаций, отелей, бизнес-центров, учебных учреждений и многое другое.
Особое место в путеводителе заняло описание каждого района области. Читатель узнает о самых значительных событиях, происходивших на Харьковщине с древнейших времен до нашего времени. О культурных традициях, фестивалях, ярмарках и о людях, которыми гордится наша земля. Кто откажется побывать на единственном в мире празднике клубники, который проходит в г. Изюме, или стать участником «Свадьбы в Малиновке», которая снималась, кстати, не в селе Чугуевского района, а в Рай-Еленовке. Сам же Чугуев — военная столица Российской империи, город славы русской — разве не достоин того, чтоб о нем как можно больше узнали за пределами Харьковщины?
Так сложилось исторически, что харьковчане были в авангарде новых идей и культурных свершений: основали первый университет и выпустили первую газету на Слобожанщине, открыли первый общедоступный городской музей, установили первый в мире памятник Т.Г. Шевченко и первый на Украине памятник А.С. Пушкину, провели первую на Украине киносъемку и т.д. и т.п. Только для перечня «Впервые в Харькове» необходима отдельная большая книга. И такая книга тоже уже написана и тоже ждет своего спонсора. Это должны знать харьковчане, но главное, чтобы каждый желающий мог приобрести всю необходимую литературу или путеводитель, в котором собрана самая интересная и позитивная информация о нашем городе и области.
Редакция «Туризм без границ» выступает с предложением провести в Харькове в середине мая культурно-туристическую ярмарку, отличную от туристических выставок, для профессионалов. Харьковская ярмарка, в первую очередь, должна показать возможности туризма в нашем регионе, в том числе зеленого; ознакомить посетителей с культурой и традициями народов и национальных групп, проживающих на Харьковщине. Для туристических предприятий ярмарка даст возможность ознакомить харьковчан со своими предложениями по организации отдыха и новыми туристическими направлениями. Такая ярмарка могла бы стать традицией и отличной рекламой города и области как на Украине, так и за рубежом.