Кол-центр для переселенцев из Донецкой и Луганской областей с минувших выходных заработал на полную мощность.

Теперь телефонная линия 0-800-507-911 работает круглосуточно семь дней в неделю. Операторы кол-центра — люди, которые сами недавно переехали из зоны АТО — готовы принимать около 300 звонков в сутки.

— Смысл этой линии — в том, чтобы со всеми вопросами человек мог обратиться по одному номеру, и не метаться по всем направлениям, а действительно решить проблемы, которые у него возникли, — рассказывает куратор кол-центра Григорий Дубейко. — Есть вопросы, на которые мы сразу даем ответ: например, где зарегистрироваться по приезду в Харьков. Но есть и сложные задачи, связанные, в частности, с выездом из зоны АТО или поисками жилья и работы на новом месте. В таких случаях мы фиксируем детальную информацию о проблеме и передаем ее волонтерским организациям, которые способны ее решить.

По словам Григория Дубейко, вопрос эвакуации из зоны АТО — один из самых актуальных.

— Централизованного государственного вывоза нет, как нет и работающего коридора для выезда. Людей на свой страх и риск вывозят волонтеры Автомайдана, Гражданской Самообороны, некоторых фондов и общественных организаций. Естественно, мы не можем давать их номера телефонов незнакомым людям, поэтому коммуникация проходит более сложным путем, — говорит Григорий.

Много звонков на горячую линию поступает и с предложениями помощи: от людей, которые хотят помочь продуктами, деньгами, с трудоустройством и  даже жильем.

— С жильем отдельная история, — рассказывает куратор кол-центра. — У нас большая база координат людей, которые готовы принять у себя переселенцев, но мы не можем подселять людей наобум. Кто-то не готов жить бок о бок с теми, кто придерживается других политических убеждений. Или, например, одинокие женщины не всегда обрадуются жильцу-мужчине.

По словам Григория, много предложений поступает из других областей (Львовской, Днепропетровской, Полтавской, Закарпатской), которые готовы принять переселенцев — предоставить временное жилье и сезонную работу.

Помимо оказания помощи переселенцам, кол-центр принимает звонки от людей, которые стали свидетелями противоправных действий по отношению к волонтерам или солдатам либо обладают информацией о событиях, угрожающих миру и спокойствию в Харькове и области. Такие данные сотрудники благотворительного фонда напрямую передают офицерам СБУ и ГУ МВД в Харьковской области.

Сегодня в кол-центре работает девять операторов-переселенцев. В их числе и Марина Шарун, которая 23 мая приехала в Харьков из Славянска с мамой-пенсионеркой и 16-летним сыном.

— Сначала мы снимали жилье посуточно. Но это было очень дорого, тем более что в последнее время мы остались без финансирования: я не могла получить зарплату, мама — пенсию, — рассказывает женщина. — На некоторое время мы остановились у дальних родственников, параллельно я искала жилье и работу.

В Славянске Марина работала бухгалтером, в Харькове устроиться по специальности оказалось нереально.

— Я купила газету объявлений и начала обзвон, но безуспешно. Обращалась и в центр занятости, но, поскольку трудовая книжка у меня открыта, официально брать меня на работу никто не хотел, — продолжает она. — Я же была согласна на любую работу.

И тут Марине позвонили с горячей линии Красного Креста и предложили работу в кол-центре. Женщина отправилась на собеседование и уже на следующий день приступила к обязанностям оператора.

По словам Марины, в среднем операторы кол-центра принимают 70–100 звонков, в зависимости от ситуации, но могут и больше.

— В последнее время звонков поступает очень много. По географии звонков мы даже можем проследить, в каких именно населенных пунктах в этот день наиболее напряженно, — рассказывает Марина. — В первую очередь людей интересует возможность эвакуации, потом жилищные вопросы, трудоустройство, медицинская помощь, обеспечение специфическими медикаментами, например, инсулином для диабетиков. Мы фиксируем всю  информацию об обратившемся человеке, затем координаторы кол-центра ее обрабатывают и предоставляют людям необходимую помощь.

По словам Марины, многие люди, которые обращаются на горячую линию, находятся на грани нервного срыва.

— Ведь они долгое время находятся в постоянном стрессе — а ну-ка, с утра и до вечера там бомбят. Люди напуганы, раздражены, они просто в истерике, — рассказывает оператор. — Бывает, звонят с какой-то агрессией, злостью, но когда узнают, что я сама из Славянска, спрашивают, из какого района. Дальше контакт уже идет легче — человек доверяет, успокаивается. В первый же день работы здесь мне удалось удачно поселить две семьи. Для меня это был очень счастливый день: я не только нашла работу, но и смогла помочь землякам.

Марина признается, что Харьков ей нравится — город большой, красивый и люди очень добродушные, отзывчивые.

— Мы сейчас живем в квартире, которую нам одна харьковская семья предоставила бесплатно. Удивительно душевные люди: помогают нам и продуктами, и даже финансово, — рассказывает женщина. — Мне здесь нравится — есть работа, есть жилье, пусть и временное. И все же с нетерпением ждем, когда сможем вернуться в родной город. Очень надеемся, что ждать осталось недолго.