У украинских президентов стало доброй традиций по приходу к власти вносить изменения в главный закон – Конституцию. Недавно избранный на пост главы государства Петр Порошенко не стал исключением. Однако эксперты считают, что своими поправками президент «тянет одеяло на себя» и в таком виде Основной закон Верховной Радой принят не будет.

26 июня в Верховной Раде был зарегистрирован президентский законопроект о внесении изменений в Конституцию Украины. Эксперты уверены: Основной закон менять нужно, но президентские правки нуждаются в корректировке.

Валерий Дудко, политолог:

– Я считаю, что Основной закон однозначно нужно менять. Но те предложения, которые на сегодняшний день рассматриваются, выполняют скорее полировочную функцию. Президентские поправки – это расширение его полномочий, а не изменения по существу.

Не отвечают они и ожиданиям украинцев. В том-то и заключается ошибка президента: предлагаемые им вариации поправок в Конституцию – это предложения с его стороны, а не со стороны народа. Это однозначно не поможет разрешить ситуацию, сложившуюся в Украине: имея лишь поверхностный характер, они, тем не менее, повлекут за собой изменения во множество ныне действующих законов, а заниматься сейчас такой «мелочевкой» – неправильно.

Необходимо комплексное решение, а для этого нужно взять хотя бы те наработки, которые были сделаны Ассамблеей Кравчука, частично рассмотреть их в ВР и наиболее приемлемые внести в изменения в Конституцию. В существующем же на сегодняшний день виде законопроект о внесении изменений в Конституцию Украины Верховная Рада принять неспособна. Тем более, что две фракции – «Свобода» и «Батькивщина» против таких поправок, коммунисты, естественно, голосовать не будут, а остатки регионалов, даже если проголосуют «за», необходимого количества голосов не наберут. Поэтому Порошенко придется пересмотреть свою позицию и подойти к вопросу изменения Конституции более фундаментально.

Александр Романюк, политолог:

– Во всех документах, которые принимались, дабы урегулировать нынешнюю ситуацию в Украине, была оговорка о том, что нужно вносить изменения в Конституцию. Поэтому Основной закон, безусловно, нужно менять, поскольку он не совсем сбалансирован. Но не стоит это делать в сжатые сроки, поскольку в спешке можно наделать много глупостей.

Конституцию нужно менять в целом, изменения нужно вносить системные, а не касающиеся лишь отдельных положений, например, расширения прав местного самоуправления. Хотя, в принципе, децентрализация власти вполне соответствует предвыборным обещаниям Порошенко. Однако, согласно предлагаемым поправкам, местная власть будет заниматься только экономическими и социальными проблемами. Поскольку нужно оставить управляемость регионами, политические функции местным советам не делегируются – их будет выполнять представитель президента.

Это французская модель – там есть префекты. Но кто должен этих представителей назначать – президент или правительство? Порошенко предлагает, чтобы это делал президент, а «Батькивщина» и «Свобода» хотят, чтобы правительство тоже влияло на этот процесс. Тем более что Украина сейчас переходит к парламентско-президентской республике, а эта норма в таком виде, наоборот, расширяет полномочия главы государства.

Кстати, вероятно, стоит поменять и структуру парламента – перейти к двухпалатному. Ведь верхняя палата существует во многих крупных унитарных государствах, таких как Италия, Франция, Польша.

Вообще, я считаю, что лучший способ изменения Конституции – это созыв Ассамблеи. В нее на основе профессионального ценза должны войти специалисты, которые все хорошо продумают, дабы не допустить моментов, способных в дальнейшем оказать негативное влияние на развитие политической системы.

Я уверен: безоговорочно Верховная Рада Основной закон с президентскими правками не примет – это будет возможно лишь после переговоров, компромиссов, внесения изменений.

Андрей Лукашов, политолог:

– В Конституции, поскольку она предполагает парламентско-президентское управление, стоит просто разделить полномочия. То есть нужно более четко обозначить: у кого какие есть права и обязанности и как это все должно регулироваться. А те изменения, которые предлагает Петр Порошенко, по форме несколько напоминают двойные стандарты: с одной стороны, децентрализация власти, а с другой – президенту отдаются полномочия, которых даже не было в Конституции 1996 года. И это несколько странно.

Если предполагается парламентско-президентская форма правления, то первым лицом должен быть премьер-министр. Именно он и правительство должны заниматься политической и социально-экономической сферами жизни государства, а президент является главнокомандующим, гарантом безопасности страны и т. д.

Но есть в пакете изменений, которые предлагает Порошенко, и рациональное зерно – принцип субсидиарности местных советов, который означает, что решения должны приниматься на как можно более близком к гражданам уровне, причем необходимо следить за тем, чтобы те или иные действия громады были действительно оправданным.

То есть госадминистрации, действительно, по большому счету не нужны, поскольку они функционально дублируют местные советы. Но тогда необходима некоторая вертикаль от центра, от правительства, от министерств, которая контролировала бы ситуацию на местах. В общем-то, это логично. Однако тут я снова вынужден вернуться к двойным стандартам, поскольку, честно говоря, не совсем понимаю, что это за децентрализация, когда целое направление, например ГАСК, фактически переносится в Киев – местные ГАСКи сегодня уже ничего не решают.

Что касается того, способен ли Основной закон с президентскими правками успокоить ситуацию в стране, то я бы сказал: скорее нет, чем да. С точки зрения военного конфликта, в котором мы находимся, наоборот нужна серьезная централизация. А с точки зрения дальнейшего развития Украины – нам нужна даже не парламентско-президентская, а парламентская республика. Но в любом случае, реформы нужны.

Примет ли Верховная Рада поправки президента в Конституцию? Скорее всего, процесс будет запущен по всех смыслах: то есть он начнется, но не закончится до тех пор, пока в пакет изменений не будут снесены те поправки, которые устроят всех.

На сайте ВР появился текст законопроекта изменений в Конституцию


Конституционных реформ – не счесть
Сколько за 23 года Независимости Украины было проектов конституционных реформ – сложно и посчитать. Например, Леонид Кравчук руководствовался Конституцией УССР. В свою очередь, в 1996 году Леонид Кучма принял свою Конституцию Украины. Во время правления Виктора Ющенко вступила в силу конституционная реформа 2004-2006 годов: Украина стала парламентско-президентским государством. Виктор Янукович снова вернул Конституцию 1996 с сильной президентской властью.