Когда в 1991 году Польша подписала Соглашение об ассоциации с Европейским сообществами, ее годовой валовой внутренний продукт (ВВП) составлял 90 миллиардов долларов. Украинский ВВП тогда был таким же.

К западу от границы


В 2013-м, через 22 года, ВВП Польши составил 500 миллиардов. Украинский был вчетверо меньше.

Конечно, можно найти немало причин польского успеха и украинского буксования. Но есть одна главная разница между странами: Польша проводила реформы, Украина реформы имитировала.

Польская экономика стала эффективной и мобильной, ориентированной на большой европейский рынок. Несмотря на пессимистические прогнозы, она стала мощным промышленным игроком, а не «сырьевым придатком». Треть польского экспорта – это машиностроение (33%), другая треть - авто-, самолето- и кораблестроения (29%).

Подобная история и с другими странами бывшего советского блока. Словакия стала одним из крупнейших производителей автомобилей в ЕС. 5 миллионов словаков производят около одного миллиона машин в год. Когда вследствие кризиса французские автомобильные концерны закрывали заводы во Франции, они не закрывали французские филиалы в Словакии: те продолжали быть выгодными. Румынская Dacia, которая в советские времена была скромной малолитражкой, сегодня выкуплена «Рено» и является одной из самых успешных марок эконом-класса. В Венгрии город Секешфехервар, в котором производили знаменитые «Икарусы», переориентировалась на другие рынки и сейчас является городом локализации многих многонациональных компаний.

Все эти процессы модернизации начались задолго до вступления этих стран в ЕС. Они начались в начале 1990-х, когда страны подписали Соглашения об ассоциации с Европейским сообществами. Это были так называемые «Европейские соглашения», и они менее объемные и менее амбициозные, чем нынешнее украинское. Но даже они сделали свое дело.

Буксир ассоциации


А как же Украина? 27 июня 2014 мы наконец завершили длительный процесс подписания Соглашения об ассоциации.

Подписание было целым процессом, который постоянно буксировал: подписывали в несколько этапов. Все помнят пресловутое решение 21 ноября 2013 года, которое побудило граждан выйти на улицы. Все помнят Вильнюсский саммит, где до последнего ждали, что Соглашение все-таки подпишут. И только через месяц после бегства Януковича, 23 марта, Соглашение было подписано — и то частично. Европа ждала легитимного президента.
Наконец, 27-го июня состоялось полное подписание уже с новым Президентом Украины. Сейчас этот процесс завершен, и назад пути нет. Соглашение надо как можно скорее ратифицировать, и как можно быстрее начать его выполнять. Потому как его выполнение будет стимулировать процесс трансформации общества и государства.

Какие же положительные результаты принесет с собой Соглашение? Каких главных плюсов можно ожидать?

Плюс номер 1: ценности


Начнем с наиболее абстрактного, но, возможно, наиболее важного. Соглашение провозглашает общие ценности основой внутренней и внешней политики обеих сторон. То есть не просто каким-то элементом политики, а основой политики.

Подписав ее, Украина берет на себя простое обязательства: взвешивать влияние каждого своего действия на основные человеческие ценности. Главные из них - это человеческое достоинство и уважение к правам человека.

Что это означает на практике? Прежде всего то, что ни одно украинское правительство не будет иметь права сделать шага назад в сфере прав человека. Нарушая их, оно не сможет говорить, что это «особый украинский путь» и Европа «не должна учить нас жить». Ценности становятся основой политики, а не ее беглым элементом. И подписывая Соглашение, Украина добровольно берет на себя обязательство соблюдать их.

Плюс номер 2: безопасность пищи


Но Соглашение не ограничивается глобальными и абстрактными вещами. Оно также делает много практических вещей.

Например, Соглашение поможет улучшить контроль безопасности нашей пищи.
Сегодня в Украине, фактически, работают несколько режимов контроля. За безопасность продукции отвечают различные институты (санитарно-эпидемиологическая служба, ветеринарная и фитосанитарная служба и т.д.), которые регулируются различными нормами. Очень часто они конфликтуют между собой, контролируют одно и то же или не контролируют важных этапов производства.

В странах Европейского Союза действует система контроля безопасности продуктов питания на всех критических точках продовольственного процесса. То есть на всех точках, где могут быть риски. Эта система называется «ХАСПП». В ней нет дублирования полномочий (каждая организация знает, за какой этап она отвечает), и ни один элемент производственной цепочки не выпадает.

С внедрением европейского режима ХАССП Украина сразу обретает два плюса. Во-первых, для обычного потребителя будет меньше рисков. Система проверяет продукцию в 7-8 ключевых точках, а не в 2-3, как сегодня. Во-вторых, внедрение системы ХАССП поможет открыть европейский рынок украинскому сельскому хозяйству. Потому что, например, сейчас двери для украинской молочной продукции в ЕС закрыты. И вовсе не из-за высоких европейских ввозных тарифов – а потому, что европейцы не имеют гарантий безопасности украинского молока.

Плюс номер 3: прозрачность государственных тендеров


По разным оценкам, ежегодно Украина теряет на нечестных госзакупках около 10 миллиардов долларов. То есть, около 8% своего валового внутреннего продукта. На образование и медицину Украина тратит меньше, чем воруют из ее госзакупок. Эти деньги оседают в карманах приближенных олигархов, а затем выводятся в оффшоры.

Благодаря ассоциации государственные закупки в Украине могут стать более честными. В самом тексте Соглашения перечислены базовые стандарты, которым должны соответствовать украинские госзакупки в ближайшем будущем. Это должно произойти не позднее, чем шесть месяцев после вступления в силу Соглашения.

Например, информация о тендерах должна публиковаться заранее и содержать все ключевые данные о запланированных закупках. Процедуры определения победителей должны быть прозрачными, а условия тендеров не могут писаться способом, который бы исключал участие определенных компаний. В тендерах не должны упоминаться торговые марки или описание продукции, которое соответствует именно этим торговым маркам. Заявители должны получить на подготовку предложения много времени. Правила, процедуры отбора, критерии для заявителей – все это должно быть прозрачным.

Соглашение также предусматривает взаимную открытость рынков госзакупок. То есть европейские компании смогут участвовать в государственных тендерах на тех же условиях, что и украинские. А это также фактор давления: европейские компании не будут терпеть нечестных и непрозрачных процедур. Теперь у них есть документ, который может стать для них весомым аргументом.

То же самое и с украинскими компаниями за рубежом. Благодаря ассоциации они смогут участвовать в европейских тендерах. И здесь мы можем быть вполне конкурентоспособными. Украинские компании могут предлагать низки цены и высокое качество. Просто надо преодолеть комплекс неполноценности. Надо преодолеть психологию жертвы и страха перед «европейским капиталом». Украинские предприятия кое в чем лучше и способны завоевывать новые рынки, а не только защищаться.

Плюс номер 4: выход на европейские рынки


Соглашение об ассоциации приведет к великому открытию рынков. На более чем 95% украинской продукции в ЕС (и 95% объема торговли) ввозные тарифы будут обнулены.
Особенность пошлин заключается в том, что они прямо влияют на цены. Пошлину платит потребитель: его стоимость приплюсовывается к цене товара. Поэтому отмена пошлин должна привести к удешевлению продукции.

Для других отраслей это будет означать снятие так называемых «запретительных пошлин». Например, если ЕС хочет полностью обезопасить себя от зарубежной продукции, он устанавливает невероятно высокие пошлины. Таким образом, продажа этой продукции теряет смысл: она становится слишком дорогой. Отмена пошлин откроет доступ к рынку для тех украинских предприятий, для которых этот доступ пока был закрыт.

Другой аспект: сегодня украинская продукция часто должна проходить дополнительную сертификацию в других странах. Причина – старые технические стандарты, которые работают еще с советских времен. Благодаря ассоциации с ЕС Украина введет у себя европейскую систему контроля безопасности продукции. И это облегчит нашим производителям признание своей продукции на европейском рынке. И даже больше: это откроет выход и к другим международным рынкам. Ведь сегодня европейские стандарты очень часто являются базой международных стандартов.

Сейчас часто говорят, что переход на европейские стандарты будет дорогим и болезненным. Это миф. Переход будет постепенным. Украина уже давно стоит на этом пути, и многие ее стандарты давно адаптированы под европейские. Проблема в том, что продолжают существовать старые, которые конфликтуют с европейскими. И именно эти старые стандарты, которые давно потеряли смысл и которые становятся основой для коррупции, будут постепенно отсекаться.

Иными словами, реформа системы стандартизации содержит большой потенциал сохранения средств для экономики, которые сегодня идут на бесконечные проверки и взятки контролирующим органам.

Плюс номер 5: больше конкуренции


Представьте себе экономику, где в каждой сфере доминирует одна компания. Только одна компания производит мебель; только одна печет хлеб; только одна владеет сетью ресторанов быстрого питания и т.д. Такие компании-монополисты никогда не будет без стимула улучшаться. Именно такой была советская система, и частично такая же современная олигархическая постсоветская система.

Улучшение и прогресс возможны только тогда, когда тебе что-то угрожает - когда есть конкуренты, наступающие на пятки. Конкуренция, впрочем, не является «естественным» состоянием экономики; для ее поддержания требуются законы и независимые государственные учреждения.

В ЕС такими являются Европейская Комиссия и Европейский суд юстиции. Европейское антимонопольное право является одним из лучших в мире. Антимонопольное право очень жесткое. Из-за него компании, злоупотребляющие своим доминирующим положением, могут быть поставлены в сложную ситуацию. Если доказано, что они ведут нечестную игру и препятствуют конкуренции, их заставят платить большие штрафы – до 10% с оборота.
Ассоциация с ЕС позволит Украине приблизиться к таким антимонопольным практикам. Реализация Соглашения предусматривает принятие законодательства, которое во многих вещах копирует лучшие европейские практики. Поскольку конкуренция эффективна, чем монополии, а соперничество обычно побуждает повышать качество и снижать цены, от нее выиграют простые граждане.

Вместо выводов


Соглашение об ассоциации не является панацеей. Это только документ, хотя и эпохальный документ. Его реализация зависит от общественной воли. От желания общества меняться в соответствии с лучшими стандартами.

Соглашение как стремительный катер, который указывает дорогу большому лайнеру под названием «Украина». Но поплывет ли этот лайнер, зависит не от самой сделки, а от совместных усилий всех граждан. От тех изменений, проникающих в сердца, разум и действия людей. Если у общества не будет воли меняться, ничего само по себе не изменится. Мы должны это понимать.

Статья подготовлена ​​в рамках информационной кампании
«Строим Европу в Украине», которая реализуется Представительством Европейского Союза в Украине.
Взгляды, высказанные в статье,
могут не совпадать с официальной позицией Европейского Союза