Сегодня редко можно встретить фотографа, который умеет не просто делать красивые снимки театральных сцен, но и передавать образность, символичность спектакля, вскрывать глубинные смыслы сценического действия.

В Украине театральной съемкой профессионально занимаются единицы. Для этого недостаточно иметь опыт и хорошую технику - фотограф должен быть как минимум приближен к театру, в идеале — быть заядлым театралом или даже актером, вращаться в соответствующих кругах.

— Лучшими театральными фотографами, как правило, становятся люди театра — бывшие артисты или сотрудники, которые понимают специфику театральной съемки. Примеров масса: Валентин Гордин — бывший артист харьковской балетной труппы; российские фотомастера Леонид Жданов и Игорь Захаркин; Нина Аловерт — мастер балетной фотографии и театральный критик, у которой я многому научился. У них более удачные снимки, чем у фотографов без театрального опыта, — рассказывает заведующий литературной частью Харьковского национального академического драматического театра оперы и балета имени Н. В. Лысенко, доктор искусствоведения Александр Чепалов.

Александр Чепалов занимается театральной фотографией с первых дней работы в ХНАТОБ, где он работает уже 40-й сезон. В своё время вместо того, чтобы искать профессионального фотографа, он решил стать им сам. На его снимках представлены портреты харьковских актеров, сцены из спектаклей, а также запечатлены «звёздные» гости: хореограф Раду Поклитару, балерины Диана Вишнёва и Анастасия Волочкова.

В театрах предпочитают классические фото


А вот Евгения Титова, физика-астронома по образованию, в фотографию десять лет назад «привели»... лошади. Всё началось с увлечения пластикой и грациозностью этих животных. Сначала Евгений снимал конные соревнования, прогулки на лошадях. Но постепенно этот интерес перерос в увлечение пластикой вообще, в том числе и человека. Евгений начал снимать балетные спектакли, потом - оперу и драму, параллельно поступил на операторский факультет Всероссийского государственного университета кинематографии имени С. А. Герасимова.

— Как-то я сделал большую сессию и разбирал снимки вместе с хореографом театра оперы и балета. Он забраковал большую часть фотографий, которые мне понравились, — вспоминает Евгений Титов. — Считается, что в балете есть фиксированные положения, которые фотогеничны и красивы. А я думал, что в динамике определенные положения смотрятся красивее и живописнее. Но оказалось, что это неприемлемо — мол, такое не показывают. И когда в театре отбирают фотографии, обычно выбирают что-то классическое, понятное зрителю. Эксперименты и вариации сразу отметаются. Это иногда огорчает, но я все-таки стараюсь предлагать свое видение спектакля.

С 2006 года Евгений Титов постоянно сотрудничает с Харьковским государственным академическим драматическим театром имени Т. Г. Шевченко. Большинство фотографий, размещенных в фойе и на сайте театра — его авторства. Также фотографа часто приглашают отснять спектакли в ХНАТОБ, Харьковский академический государственный театр кукол имени В. А. Афанасьева, Post Scriptum.

Спектакли украинского режиссёра Андрея Жолдака Евгений тоже снимал, но уже после ухода того из театра украинской драмы. Титов признается, что фотографировать сложные авангардные постановки Жолдака на самом деле проще, чем может показаться на первый взгляд.

— Сегодня авангардный театр часто работает с формами, которые взяты из современных медиа, используются фрагменты фотографии, графики, кинематографа. И задача театрального фотографа состоит не в том, чтобы копировать вторичные вещи — они красивы сами по себе — а в том, чтобы привнести в композицию что-то свое, — продолжает Евгений Титов.

«Снимать спектакль мне скучно»


У харьковского фотографа Олега Малеваного большой опыт театральной съемки. Он начал заниматься театральной фотографией еще в 1970-е годы.

— В 70-е съемка происходила после спектаклей. Это были те же «кусочки» спектакля, но играли их специально для того, чтобы сделать фото. Выставлялся правильный свет, актеры могли на какое-то время замереть, потому что тогдашняя техника не позволяла снимать по ходу спектакля, — делится Олег Малеваный.

Но больше всего фотографа интересует не действо на сцене, снятое с разных точек зала, а закулисье — то, что происходит до и после спектакля.

— Спектакль на сцене — это работа режиссера, актеров, сценографа, художника, осветителя. Мне неинтересно быть в рамках чужой работы, поэтому снимать спектакль мне скучно. Я считаю, в снимке должна быть тайна, красота, нежность, а не голая фиксация фактов. Высокая театральная фотография — это не съемка спектакля, а рассказ о любви и красоте, — уверен Олег Малеваный.

Конкурс
С 2012 года в Харькове проходит Международный конкурс театральной фотографии «5-я стена». Это единственный на сегодняшний день в Украине конкурс фотографии этого направления. Среди его участников — мастера из Украины, России, Беларуси, Словении, Венгрии, Черногории, Шри-Ланки, Сербии.