Для зрителя театральное закулисье всегда полно загадок. В художественных мастерских харьковского театра оперы и балета тоже есть чему подивиться.

Один из художественных цехов театра напоминает не мастерскую, а огромную площадку с загадочными персонажами. Здесь, в святая святых художников, обитают огромные соломенные морды рогатых коз, в воздухе плавает голова золотой рыбы, огромными глазами таращатся драконы.

Авторы этих загадочных существ — мастерицы ХНАТОБа. Одна из них — художник по росписи костюмов София Федорович. Изготовлением масок увлеклась почти два десятилетия назад.

Все началось с детской темы


В ее коллекции немало масок-шапок, которые надеваются на голову. Эти маски сбивают с толку, а впечатлительного зрителя наверняка немного пугают. Головы явно живут собственной жизнью, чувствуют себя в мастерской хозяевами и многое от нас скрывают. Любопытно, что первые маски-шапки художницы оперного театра создали для детского тренинга по просьбе психолога. Тогда родились сказочные образы Золотой рыбки, Кощея Бессмертного, добрых животных. Детям нравилось — они с удовольствием в них ходили, говорит художница. После «психологической» серии мастерица увлеклась другими темами. 

— Маска — это загадка, в ней есть что-то мистическое, — уверяет художница. — Мне всегда нравились маски разных культур — например, венецианские, африканские, традиционные вертепные маски.

Идей всегда много


Художница черпает идеи в материалах о древних культурах, вдохновляется в путешествиях по Индии, подпитывается замыслами  во время поездок по археологическим памятникам Египта.

— В последнее время у меня появилась мысль сделать коллекцию масок на тему «Древние боги разных культур» — в частности культур Египта, Месопотамии, доколумбовской Америки, — говорит София Федорович.

Изготовление маски — процесс не быстрый


Особенно хлопотны подготовительные работы: склеить, отшлифовать, прошить детали. Руки вечно исколоты, говорит художница. Зато потом следует любимый мастерицами креативный этап изготовления маски — когда рождается образ. Для его появления на свет подбираются материалы. София Федорович делает маски из папье-маше, расписывает их, обтягивает тканью, кожей. Декор маски зависит от темы. Венецианские, например, традиционно отделаны парчой, шнурами, павлиньими перьями.

Особое место занимают маски из соломы


Одна из самых любимых серий — индийские маски: они декорированы искусственным жемчугом и натуральным перламутром (она собственноручно собирала на море раковины). У Софии есть мечта — создать серию славянских богов из натуральных материалов: из соломы и мешковины, которые дают интересный эффект, из сезаля — его используют для изготовления шевелюры. Особое место в коллекции мастерицы занимают маски из соломы, которой они отделывает форму из папье-маше. Из соломы художница делает своим персонажам роскошные витые рога: ей нравится, как выглядит структура плетеного рога, к тому же рога на масках традиционны в разных культурах: бараньи рога использовали на египетских масках, в украинском вертепном театре был популярны козьи маски.
 

Мастерицы не прочь покрасоваться  в своих изделиях


Большинство масок созданы для декорирования интерьеров. Многие из них предпочитают жить своей жизнью, поэтому таким самодостаточным маскам делают глаза. На соломенных масках-головах, например, хороши глаза из зеленого бисера или из янтаря – они придают взгляду маски живости. В поиске нужного эффекта художницы оценивают возможности и вовсе необычных материалов. Софья Федорович рассказывает, что ее подруга по цеху Марина Гудим выкладывает глаза масок яичной скорлупой.

Функциональные маски можно надевать на голову – в них есть прорези для глаз. Маски-шапки довольно массивны и тяжелы, но некоторое время пощеголять в них все же можно. Мастерицы тоже не прочь покрасоваться в своих изделиях. В год Дракона, радуя себя и коллег, авторы надевали драконьи головы. Маски очень колоритны: один дракон вскрыт серебряной краской и похож на динозавра. Другой экзотический змей выкрашен золотом, у него огромные закрученные уши, украшенные по краям длинными когтями. Дефиле драконов по театральным кулуарам было непродолжительным: долго в таких масках них не походишь, смеется художница.

В коллекции художников есть работающие маски


Их используют в спектаклях «Поэт», «Дон Жуан», «Бестиарии». Для спектаклей художницы делают максимально удобные маски, в которых артисты могут не только свободно двигаться на сцене, но еще и петь сложные партии.

К слову, художницы не собираются скрывать от свой талант в неведомом для харьковчан закулисье: в театнре оперы и балета в первой половине августа начнет работу «Город мастеров». Среди экспонатов можно увидеть и выставку масок.