9 октября 2006 г. мы опубликовали статью А. Д. Челомбитько «Это могла быть большая война», посвященную апогею противостояния двух сверхдержав — СССР и США — Карибскому кризису. Статья получила много откликов, ее перепечатал сайт «Военно-исторический форум» — крупнейший российский Интернет-ресурс, посвященный армейской и военно-исторической тематике, самого представительного русскоязычного форума по военной истории. Предлагаем вашему вниманию вторую статью этого же автора с уникальными подробностями этой операции. Приносим извинения автору за задержку с опубликованием — объем статьи не позволял разместить ее в нескольких номерах подряд. Однако тема военного противостояния стран не перестает быть актуальной. Как и тема обеспечения секретности подготовки масштабных военных операций.

Ракеты-невидимки
Успех любой военной операции всегда зависит от сохранения в тайне замысла командования и действий войск на всех этапах ее проведения. С первых дней подготовки, а затем и осуществления операции «Анадырь» вопросы оперативной маскировки десантируемых войск занимали одно из первостепенных мест. В итоге, несмотря на масштабность проводимой операции, в результате оперативной маскировки, строгого сохранения военной тайны и выполнения требований по скрытому управлению войсками (СУВ) удалось осуществить скрытность маневра группировки войск на значительном отрезке времени — от планирования до постановки ракет на боевые позиции.
Планом маскировки, СУВ и секретности реализации операции «Анадырь» предусматривались следующие меры, направленные на:
— строгое ограничение круга лиц, допущенных к планированию операции;
— убеждение личного состава в том, что он участвует в стратегических учениях на севере страны (для этой цели на ж/д транспорт и морские суда загружались полушубки, лыжи, валенки и т.п.);
— сбор под любыми предлогами кораблей гражданского флота, требуемых для переброски войск (всего было использовано 85 кораблей, совершивших 183 рейса);
— широкое проведение дезинформации сверху донизу, в том числе публикация в печати статей о туристах, специалистах народного хозяйства и др., следующих на Кубу.
Кроме того:
— связь с войсками осуществлялась и лично через ответственных представителей Генштаба, Главных штабов видов Вооруженных Сил и военных округов;
— после прибытия в порт отправки личный состав лишался всех видов связи;
— на палубы судов грузилась техника, внешне напоминавшая сельскохозяйственную;
— по пути следования весь личный состав был переодет в гражданскую одежду;
— при проходе через проливы и при встрече в открытом море с кораблями личный состав удалялся с палуб;
— услугами иностранных лоцманов капитаны судов не пользовались;
— капитанам морских судов выдавались карты всего мирового океана, кроме того — пакеты № Ж1 и № Ж2, которые следовало вскрыть при прохождении определенных координат в море (океане);
— рекогносцировочные (передовые) группы были отправлены на Кубу самолетами под прикрытием специалистов сельского хозяйства; в Гаване их встречали представители Министерства сельского хозяйства Кубы;
— разгрузка судов с личным составом и техникой и передвижение войсковых колонн на Кубе проводились только в темное время суток;
— в справочный материал для командного состава, который готовило 7-е Управление Главного политического управления Советской Армии, была включена информация по всем «горячим точкам», существовавшим тогда в мире: Египту, Кубе, Индонезии, Пакистану и Индии; после объявления подлинного маршрута оставляли только сведения о Кубе, другие документы надлежало сжечь;
— союзники по Варшавскому пакту о проводимой операции не информировались.
Легенда – «Анадырь»
Особые меры предосторожности были разработаны для транспортировки ракет и ядерных боеголовок. Предполагалось, что при невозможности защитить морские транспорты корабли, перевозившие этот груз, должны быть взорваны и затоплены.
Как отмечалось выше, все мероприятия по созданию 50-ты-
сячной группировки советских войск на острове Куба проводились под условным наименованием «Анадырь». Само название операции было составной частью дезинформации. Анадырь — это река, впадающая в Берингово море и одноименный порт, центр Чукотского округа России. Поэтому легендой прикрытия операции для иностранной агентуры, личного состава войск, населения считалось проведение стратегического учения на севере страны.
В район «учений» войска должны были быть переброшены морским транспортом из портов Баренцева, Балтийского и Черного морей. Для подтверждения легенды в железнодорожные вагоны и на морские суда, кроме прочего имущества, грузили лыжи, полушубки, валенки, печки-«буржуйки» и другие предметы зимнего назначения.
В мае 1962 года министром обороны СССР маршалом Р.Я. Малиновским был утвержден список лиц, допускаемых к работе над планом операции «Анадырь».
Из-за сверхсекретности планируемого мероприятия практически все документы исполнялись в единственном экземпляре, от руки; протокольных записей совещаний не велось.
Вскоре план подготовки и проведения операции по переброске и размещению на острове Куба советских войск был разработан и утвержден министром обороны, а затем и Политбюро ЦК КПСС. Этим планом определялись цель операции, состав группировки войск, переброска ее к месту дислокации, перечень возлагаемых на нее задач и особенно обеспечение скрытности и сохранение в тайне проводимого мероприятия.
Это был не обычный план проведения стратегической операции с точки зрения военного искусства, а особое специальное мероприятие Советских Вооруженных Сил, проводимое в поддержку государственной внешней политики.
Все документы, предназначенные командующему группой советских войск на острове Куба, находились в опечатанных пакетах и вскрыть их для исполнения можно было только по сигналам из Генерального штаба.

Тотальная дезинформация
Известно, что любые боевые действия в ходе войны планируются скрытно, с введением в заблуждение противника и применением целого ряда отвлекающих мероприятий. Поэтому в войсках, предназначенных для переброски на остров Куба, также было известно, что они выделены для участия в стратегическом учении в северных районах Советского Союза.
Их подготовка соответственно осуществлялась по плану этого учения.
Отрабатывались вопросы комбинированной переброски войск и боевой техники на большие расстояния автомобильным, железнодорожным, морским и воздушным транспортом в эти ложные регионы.
Скрытность перевозок обеспечивалась соблюдением существовавшего на железных дорогах постоянного графика движения поездов, а также прежней интенсивностью движения морских судов на Кубу (хотя это и не удалось выполнить полностью); планомерностью погрузки войск и техники на железнодорожных станциях и в морских портах с учетом технических возможностей, чтобы не допустить их излишнего скопления.
Все указания и распоряжения командирам соединений и частей отдавались только лично и лишь в крайних случаях — шифром. К выполнению мероприятий допускался строго ограниченный круг лиц, которые предупреждались об особой секретности проводимой работы. Для участия в данном мероприятии был установлен ряд ограничений по отбору личного состава. Негодные по состоянию здоровья, физически ослабленные, переболевшие дизентерией, тифом, паратифом в списки воинских частей не зачислялись.
Естественно, весь личный состав подвергался спецпроверке органами КГБ.
Во время передислокации войск по железным дорогам в порты погрузки маршрутные листы машинистам тепловозов выдавались только на перегон от станции к станции. Конечные пункты и маршруты следования ж/д эшелонов до личного состава не доводились. Категорически запрещались личная переписка, связь по телефону, посылка телеграмм, вызов и встречи с родственниками и знакомыми. По пути следования ж/д эшелонов и в портах были оборудованы пункты ПК и военной цензуры. Воинские эшелоны на конечных ж/д станциях встречали оперативные группы, в которых были представители МО, КГБ СССР, Министерства морского флота. Станции для приема прибывающих войск выбирались с учетом обеспечения разгрузки в условиях ночи, скрытности от местного населения и, по возможности, вне населенных пунктов.
До прибытия личного состава воинских частей в районах сосредоточения уплотнялись имевшиеся там военные городки, для его нужд выделялась большая часть казарменного фонда, парковых хозяйственных сооружений и складских помещений. Исключалось или ограничивалось общение прибывшего личного состава с постоянно находящимися в гарнизоне военнослужащими и гражданскими лицами.
Сосредоточение войск в районах разгрузки железнодорожных эшелонов и в портах погрузки на морские транспорты, как правило, производилось в ночное время. Вся техника маскировалась и охранялась усиленными караулами.
Скрытая переброска войск на Кубу не могла быть осуществлена без участия транспортных судов морского флота. К разработке плана операции по переброске войск морем в полном объеме был допущен только один сотрудник Министерства морского флота: им стал заместитель министра. Ему была поставлена задача — в короткий срок, скрытно собрать необходимое количество и нужного класса суда, сосредоточить их в требуемых портах, переоборудовать для перевозки личного состава и боевой техники.
Погрузка в морские эшелоны техники легендировалась учениями по отработке погрузочно-разгрузочных работ и взаимодействия с железнодорожным и морским транспортом. Личный состав, погрузившийся на борт морского транспорта, был переодет в гражданскую одежду.
Строгие меры секретности и скрытности продолжали осуществляться и в ходе дальнейшей переброски войск через океан, в портах выгрузки, в период работы рекогносцировочных групп по выбору позиционных районов для дислокации войск на Кубе. Любые попытки нарушения мер секретности строго пресекались.
По прочтению – сжечь!
Подразделения и части, перебрасываемые морем, имели свои легенды прикрытия. В процессе передислокации войск для их оперативной маскировки привлекались радиосредства, которые своей передачей имитировали развертывания пунктов управления и сосредоточения воинских частей в ложных районах.
С целью дезинформации даже аппарата Главного политического управления МО СССР (за исключением начальника и его заместителей) о целях и месте операции Генштабом было выдано задание подготовить печатный материал — справочник по всем «горячим» районам мира (Египет, Куба, Индонезия, Пакистан, Индия и др.). После подготовки многотысячных экземпляров брошюр по заданной тематике Генштаб оставил справочный материал только по Кубе, остальное подлежало сожжению.
Состав передовых рекогносцировочных групп, которые переправлялись на Кубу самолетами, следовал под видом специалистов сельского хозяйства и мелиораторов.
К июлю 1962 г. подготовка к кубинскому десанту была закончена. Министр обороны и министр морского флота подписали подготовленные и согласованные с КГБ СССР документы; графики, инструкции начальнику передовой рекогносцировочной группы и его заместителей; капитанам судов и начальникам воинских эшелонов, оперативным группам в портах погрузки и выгрузки войск; опечатанные пакеты с распоряжениями капитанам судов и начальникам воинских эшелонов на маршрут следования, которые они должны были вскрывать в присутствии сотрудника КГБ при прохождении указанных на пакете координат.
Тем временем войска начали грузиться на морские транспорты. На палубах судов размещалась техника, внешне напоминающая сельскохозяйственную (грузовые автомобили, прицепы, малогабаритные ящики), остальная (боевая) и боеприпасы грузились в трюмы. Крупногабаритная специальная техника обшивалась для маскировки досками, что создавало вид корабельных надстроек, а чтобы ее нельзя было сфотографировать инфракрасной аппаратурой, обивалась еще и металлическими листами. Так же маскировались и полевые кухни, установленные на палубах.
Выход личного состава на палубу был ограничен. При переходе морских транспортов по Средиземному, Балтийскому и Северному морям, где часто встречались иностранные суда, личный состав почти все время должен был находиться в твиндеках, и только с выходом в открытый океан солдатам и офицерам разрешалось выходить на палубу в темное время суток.
При подходе к Багамским островам, когда начинались облеты морских транспортов американскими патрульными самолетами и сопровождение военными кораблями, люки твиндеков, где размещался личный состав, закрывались брезентовыми чехлами.
Проходя через проливы, суда ни разу не пользовались услугами иностранных лоцманов, ни на одно судно не ступала нога постороннего. Лоцманам заранее были приготовлены подарки, которые спускались за борт на веревках, и капитаны получали «добро» на самостоятельный проход.
Никто не знал, куда идут суда. И даже начальники воинских эшелонов и капитаны судов не знали, в какие далекие края они отправлялись. Капитанам выдавались карты на весь Мировой океан. С выходом судов за пределы территориальных вод Советского Союза в пути, с разрешения Центра, вскрывались пакеты № 1 и № 2, в которых определялись дальнейшие маршруты, а затем и порты разгрузки. Таким образом перекрывались возможные каналы утечки информации. Здесь же находился справочный материал по Кубе, который предназначался для работы с личным составом.
На внутренней стороне последнего из серии пакетов можно было прочесть: «Пакет № 2». Капитану судна «Двинолес». Начальнику воинского эшелона. Судну следовать на остров Куба. Порт назначения: Ла-Исабела. Разрешается объявить о пункте назначения всему личному составу. Проведите необходимую разъяснительную работу среди личного состава о выполнении особого правительственного задания. Приступите к изучению материала о Кубе. По прочтении и уяснении содержания настоящий документ уничтожить».
Для некоторых судов на маршруте следования устанавливались несколько точек, в которых вскрывались пакеты с указаниями дальнейшего пути следования.

Продолжение