Работодатели пророчат появление десятков новых профессий на рынке труда. Большинство харьковчан пока что слыхом не слыхивали о вальвеологах, нанодиетологах, гидропониках и гидах по космическому туризму, но, возможно, совсем скоро представители этих профессий будут востребованы и в Харькове.

А пока что в Харькове нарасхват брейдеры и шопперы.

Любое ремесло — продукт времени, уверены специалисты по подбору персонала. Так, к примеру, востребованные в XIX веке фонарщики исчезли в начале ХХ века, а со временем в городах не стало и трубочистов. В начале ХХI века в списке вакансий все чаще стали появляться мерчендайзеры, маркетологи, дизайнеры и копирайтеры.

Профессии будущего обещают быть еще более креативными, обещают специалисты рынка занятости. Больше всего новых специальностей ожидается в IT-сфере. Грядет появление новых профессий в медицине и туризме. Не исключено, что в скором времени те, кто следит за своим здоровьем, будут обращаться за советом к нанодиетологу или вальвеологу, а любители путешествовать смогут воспользоваться услугами гида по космическому туризму или менеджера в той же сфере.

Названия новых профессий приводят харьковчан в замешательство


В Харькове вакансий по таким необычным специальностям пока не сыщешь. Зато в нашем городе запросто можно обратиться за прической к брейдеру — специалисту по плетению косичек и воспользоваться услугами шоппера — специалиста, который будем помощником и гидом в походе по магазинам.

Харьковчанка Анна Зима промышляет брейдерством практически полжизни. Косички и колоски-дракончики плетет с 12 лет. О том, что ее ремесло называется заморским словом, девушка слышала, но никогда себя так не называет. Говорит, что на слух люди часто путают брейдера с трейдером (трейдер — тот, кто участвует в торговле на финансовых рынках. – Прим. ред.), поэтому Аня предпочитает говорить, что занимается плетением косичек.

Плести косы иногда приходится по несколько дней


— У меня с детства длинные волосы и мама всегда плела мне косы, делала прически, подсмотрев их в модных журналах. А я просто стала повторять их на своих подружках, — признается Аня. — Я человек спокойный: люблю вязать, рисовать, поэтому и косички для меня — не работа, а скорее релакс. Клиенты приходят по рекомендации — в общем, от безделья не страдаю.

Времени брейдерское дело занимает много, говорит мастерица. И чем мельче косички, тем дольше приходится трудиться. К примеру, чтобы заплести десять  «дракончиков» по всей голове, уходит как минимум полтора часа.

— Бывает, чтобы человека не утомлять, плету в течение нескольких дней — по нескольку часов в день. Иногда приходится проводить три таких сеанса, зато потом человек месяц ходит с прической, — рассказывает Аня. — Самый большой заказ, который приходилось выполнять — около ста косичек, а если считать в «колосках-дракончиках», то 24 штуки для одной клиентки.

Женщины стараются разобраться в тонкостях разумного шоппинга


Стилист-имиджмейкер и шоппер Екатерина Переверзева нашла свое призвание в юности, когда в Украине такой профессии еще не было. Подружки и знакомые всегда просили стильную девушку пройтись вместе по магазинам и помочь подобрать одежду. Теперь Екатерина делает это профессионально. Определяет цветотип клиента, подбирает подходящий фасоны для конкретной фигуры. Может даже провести ревизию в гардеробе, чтобы составить новые образы из того, что есть, и отсеять все лишнее. Если клиент пожелает, Катя сопровождает его во время похода по магазинам.

— Шоппинг-сопровождение — услуга, помогающая сэкономить время и деньги, а так же получить максимум пользы и удовольствия от процесса покупок, — рассказывает профессиональный шоппер. — Для тех, кому каждая минута дорога, существует услуга прешоппинг – я самостоятельно иду по магазинам, подбирая вещи по фасонам, цветам и стилевым решениям. Клиенту остается только прийти в назначенное время, примерить отложенную одежду и купить понравившуюся. Обращаются за помощью как мужчины, так и женщины. Женщин больше, но зато мужчины, как правило, становятся постоянными клиентами. Попробовав один раз шоппинг, в процессе которого ничего не нужно делать, кроме как примерить и купить, они уже не хотят возвращаться к самостоятельному унылому брожению по магазинам. А женщинам интересно самим разобраться в тонкостях разумного шоппинга и, получив всю нужную информацию, они спокойно отправляются в свободное плавание. Самой младшей моей клиентке 14 лет, самой старшей — 63.

Ходить по магазинам — дело прибыльное


Стоят услуги шоппера в Харькове недешево. Скажем, разбор гардероба — 150 гривен в час, анализ стиля — 350 гривен, шоппинг-сопровождение — от 500 гривен.

В то же время, за покупками Катя с клиентами ходит не только по бутикам.

— При выборе магазинов я руководствуюсь в первую очередь бюджетом клиента. Это могут быть как массмаркеты с различной ценовой политикой, так и бутики с единичным товаром. Случалось и такое, что я вела клиента в сток или секонд-хенд, — рассказывает Екатерина. — Были в моей биографии и выездные шоппинги в Киеве и Донецке. В планах делать шоппинг-туры за границу. Это направление сейчас активно развивается. Совмещение экскурсии и шоппинга — мечта любой девушки.

На нехватку клиентов девушка не жалуется. Говорит, в Харькове эта услуга востребованна, а клиенты находятся по «сарафанному радио».

— В этой профессии существует такое понятие, как сезонность: перед началом каждого сезона клиентов больше, в периоды отпусков наблюдается некий спад, — делится Екатерина Переверзева. — В моей профессии интересен сам процесс. От начала, когда стараешься прочувствовать, с чем к тебе обратился человек, и до конца, когда видишь чудесные перемены и блеск в глазах благодарных клиентов.