Более полутысячи зданий и 160 гектаров территории Донецкой области обследовали на наличие взрывчатки пиротехники службы по чрезвычайным ситуациям.

Взрывчатки нашли и обезвредили немало — около пяти тысяч предметов, но основная масса работы еще впереди, говорят саперы.

В освобожденные населенные пункты восточных областей съехались пиротехники Госслужбы по чрезвычайным ситуациям из всей Украины, в том числе и харьковчане — всего около полусотни человек. За работу взялись сразу, как только армия вытеснила оттуда так называемых ополченцев. Медлить было нельзя — неразорвавшиеся снаряды и оставленные террористами взрывные устройства представляли большую опасность для местных жителей.

Сохраняется такая опасность и сейчас, поэтому спасатели не устают повторять местному населению, что трогать неизвестные предметы ни в коем случае нельзя, их нужно оградить и срочно вызвать пиротехников.

— Местные жители и сами понимают, что оставленная боевиками взрывчатка несет угрозу жизни, поэтомуобращаться за помощью не стесняются, — отмечают спасатели. — Бывают и ложные вызовы, когда человек принял за снаряд совершенно безопасный предмет. Реагируем абсолютно на все обращения,  а если они касаются жилых домов, объектов социальной инфраструктуры или жизнеобеспечения — заявки выполняем вне очереди. 

Сотрудники ГСЧС говорят, что с выполнением задач справляются, но иногда подмога все-таки требуется — все зависит от степени загрязненности территории взрывоопасными предметами и площади, которая требует обследования.  — Населенных пунктов, освобожденных в ходе антитеррористической операции, становится больше день ото дня, поэтому и фронт работ увеличивается, — отмечают в пресс-службе ГУ ГСЧС Украины. — В настоящее время наши подразделения очищают от взрывоопасных предметов территорию Славянска.

Параллельно с пиротехниками службы по чрезвычайным ситуациям Славянск, Краматорск и Северск очищают от взрывчатки группы разминирования Вооруженных сил Украины. Военные говорят, что приходится иметь дело с большим количеством растяжек, оставленных так называемыми ополченцами боеприпасов и мин.

— Недавно наши специалисты уничтожили тонну тротила, которую мы обнаружили на базе, оставленной боевиками в Славянске, — говорит начальник группы разминирования Артем Панютин. — Здесь же была и химическая лаборатория террористов, в которой они производили фугасы, осколочные гранаты, самодельные взрывоопасные предметы. Мы обнаружили остатки химических реактивов, среди которых были алюминиевая пудра, сера, порох.

Военные не сомневаются: взрывчатку боевикам изготавливали настоящие профессионалы.

— Судя по качеству изделий, которые мы находим, их производили инженеры, химики и электрики, которые учились этому делу не менее трех-четырех лет и постоянно практиковались. Нередко приходится иметь дело с современными минами, которых нет на вооружении в украинской армии, — отмечают военные. — Взрывоопасные предметы находим везде: на улицах, в подвалах помещений СБУ, городской и районной администраций. Были заминированы водные коллекторы и железная дорога. Под Изюмом саперы обезвредили два ПЗРК «Стрела», а за Славянском на блокпосту — несколько ПТУРов (противотанковых управляемых ракет).

В том же Славянске сотрудники СБУ и взрывотехники МВД в учебных корпусах колледжа Национального авиационного университета обнаружили и обезвредили склад боеприпасов.

— В этом учебном заведении боевики оставили 24 ящика со снарядами калибра 37 мм, а также более сотни пустых ящиков от боеприпасов для различных видов оружия: переносных зенитно-ракетных комплексов, наступательных и оборонительных гранат, гранат для подствольных гранатометов, стрелкового оружия и т. п., — говорит начальник пресс-центра СБУ в Харьковской области Владислав Абдула. —  В некоторых ящиках были обнаружены упаковочные листы, в которых указано происхождение боеприпасов, номера российских военных частей, а также фамилии ответственных за их хранение военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации. Сейчас Служба безопасности Украины работает над тем, чтобы установить людей, причастных к ввозу указанных боеприпасов на территорию Украины.

Пиротехники ГСЧС говорят, что чаще всего приходится обезвреживать снаряды и мины промышленного производства, хотя встречается немало самодельных устройств или переделанных из промышленных боеприпасов.

— Сложнее всего работать с объектами, расположенными в жилых кварталах, на потенциально опасных объектах и на пересеченной местности в условиях ограниченной видимости, — делятся пиротехники.

В Славянске заминированными оказались сразу несколько жилых домов в центре города, отмечают в Минобороны. По данным военных, взрывные устройства в многоэтажках были установлены таким образом, чтобы их нельзя было обезвредить. Однако саперам все-таки удалось это сделать.

— После нейтрализации взрывных устройств были обнаружены элементы мобильных телефонов и электронных плат, а это говорит о том, что активизировать устройства можно было дистанционно, — отмечают в Минобороны. — Очевидно, убегая, боевики планировали взорвать свои огневые позиции в жилых домах. Однако в момент их отступления мобильная связь не работала, и им не удалось реализовать свой замысел. В заминированных квартирах, где террористы устроили огневые позиции, были обнаружены продукты питания и медицинские препараты российского производства. Кроме того, найдены инструкции по применению взрывных устройств различных типов.

Обезвреживать боеприпасы, пиротехники стараются максимально безопасно, все свои находки стараются вывезти на специальные площадки и уничтожить там.

— Если извлечь и транспортировать боеприпас невозможно, приходится уничтожать его на месте, но о безопасности жителей мы всегда заботимся, — уверяют пиротехники-спасатели. 

Когда же освобожденные территории будут полностью очищены от взрывоопасных предметов, ни в одном из профильных ведомств предполагать не берутся .

— Мы до сих пор находим боеприпасы и даже целые склады, оставшиеся со времен Великой Отечественной войны. Думаю, что и нынешние события на востоке долго еще будут аукаться местному населению, — с сожалением отмечает начальник регионального медиа-центра Минобороны Дмитрий Горбунов.