14 октября в культурной жизни Харькова произошло долгожданное событие: после 15 лет молчания «заговорил» большой концертный зал Харьковского университета искусcтв.

Как и люди, концертные залы рождаются, проживают свою жизнь и умирают. Однако хочется, чтобы эта их жизнь исчислялась как минимум столетиями. Родившись в 1925 году в здании тогдашней Биржи, большой консерваторский концертный зал в 60-80-е годы жил полноценной музыкальной жизнью. Пожалуй, немного найдется харьковчан-меломанов, которые хотя бы раз в жизни не побывали на концертах под сводами консерватории. В середине 80-х зал начинает умирать — как обычно, не хватает денег — и уже к началу 90-х перестает функционировать как публичный концертный зал.
В 1991 году Татьяна Веркина, инициатор фестиваля «Харьковские ассамблеи», пытается провести там несколько концертов, однако обшарпанные стены и отсутствие отопления как-то мало располагают публику к восприятию прекрасного. Тогда от идеи возрождения зала пришлось отказаться…
Полгода назад Татьяна Борисовна, теперь уже ректор Харьковского университета искусств, начинает реконструкцию зала, деньги на которую удалось «выбить» из особенно сознательных арендаторов, которые занимают сегодня весь первый этаж консерватории и платят за аренду просто смешную цену — от трех до двадцати гривен в месяц за квадратный метр. Возрождая зал, университет руководствовался одним принципом — радикально ничего не менять, только немного расширить сцену: «У этого зала очень хорошие акустические возможности. Это мы знали всегда, поэтому и болели за него, — объясняет Татьяна Веркина, — здесь очень хорошо себя чувствуют вокалисты, здесь не нужны микрофоны, здесь все хорошо слышно. Люди в старое время умели строить. А так как мы ничего не меняли, то все сохранилось по-прежнему».
Возрожденный концертный зал может вспомнить — и похвастаться — выступлением на его сцене таких выдающихся музыкантов, как Б. Гмыря, С. Рихтер, В. Крайнев, Г. Кремер. Как и положено заслуженному залу, в новом открытии принимали участие выпускники консерватории, музыканты ХАТОБа и харьковской школы-десятилетки, солисты и камерные коллективы университета. Украшением же концерта стало выступление молодежного симфонического оркестра «Слобожанский».
Не обошлось на открытии и без подарков. Два специальных концертных стула фирмы «Seiler», привезенные из Германии и подаренные директором Харьковской филармонии Юрием Янко, зал очень одобрил. Еще один действительно неоценимый подарок — рояль «Steinway», который директор ХАТОБа (кстати, бывший выпускник консерватории) Георгий Селин передал университету в долгосрочную аренду. Подобных роялей в Харькове всего три: в оперном, в филармонии и теперь в Харьковском университете искусств. Особенно важен этот царский подарок для молодых пианистов, которым просто необходимо общение с хорошим инструментом: ведь на большинстве конкурсов им приходится играть именно на «Стейнвее»: «Это особый рояль, это особая механика, — рассказывает Татьяна Веркина. — На плохом рояле ты многого не сделаешь — звук не тот. На этом же рояле твои мечты, фантазии и желания получают реальное воплощение. К тому же он — благородный инструмент, абсолютно живой организм и дает колоссальный толчок для твоего воображения и фантазий, о которых ты не мог даже мечтать».
Стабильного плана концертной жизни у зала пока еще нет. Однако в будущем, по словам Татьяны Борисовны, хотелось бы создать совместный проект с музыкальной десятилеткой, ХАТОБом и филармонией.
Сегодня же двери ожившего зала вновь открылись — как для тех, кто помнит его былое величие, так и для тех, кто хочет ощутить его впервые.