Гость «Прямой телефонной линии ВХ» – директор Художественно-мемориального музея И. Е. Репина Светлана Бучастая.

Иностранцы к Репину не приедут


– Добрый день, Светлана Ивановна. Меня зовут Виталий. Расскажите, какие мероприятия будут проводиться в Чугуеве к 170-летию со дня рождения Ильи Репина?

– Спасибо за вопрос. На самом деле весь юбилейный год насыщен праздничными мероприятиями, но основные, конечно же, запланированы на август. В день рождения художника, 5 августа, состоится торжественная встреча в репинской усадьбе с традиционным чаепитием. Мы будем рады снова встретиться с друзьями нашего музея из Харькова, Киева и других городов Украины. К сожалению, иностранные художники, которых мы приглашали на праздник, в этом году в Чугуев не приедут. Вообще же это будет насыщенный день. Планируется фотовыставка Владимира Оглоблина «Академичка», итоговая часть XV Международного репинского пленэра с выставкой работ украинских художников. Кроме того, предоставим вниманию гостей мультимедийную презентацию «Европа глазами Репина» о впечатлениях художника от посещения европейских культурных центров, таких как Вильнюс, Даугавпилс, Варшава, Лондон, Париж, Флоренция, Неаполь и, конечно же Вена, где на Всемирной промышленной выставке его «Бурлаки» произвели в 1873 году большое впечатление на европейцев. Также в усадьбе расположится выставка проектов реконструкции усадьбы. Это студенческие работы ребят из Харьковского национального университета строительства и архитектуры. Кстати, среди них есть один весьма интересный и смелый проект, который предполагает создание музейного квартала в Чугуеве. Если его воплотить в жизнь, пространство вокруг музея полностью преобразится. А вот международную конференцию, которую мы планировали на эти дни, пришлось перенести на более позднее время, но, уверена, она состоится в нынешнем году.

2 августа мы готовимся провести репинский велоквест. Участникам предлагается поколесить по местам, связанным с жизнью художника, участвуя при этом в викторинах и играх. Это новая форма работы для музея, но мы считаем, что сегодня можно привлечь молодежь к творчеству Репина, используя именно креативные подходы. Ведь активная часть молодых людей менее восприимчива к информации в дидактическом и повествовательном стиле. Такое можно без труда найти в Интернете, а вот формат велоквеста – то что надо. Поэтому от души приглашаем любителей изобразительного искусства и почитателей (творчества) художника к нам в гости.

Репинский дом станет аутентичным


– Здравствуйте, это Тая. Светлана Ивановна, скажите, часто ли в музей наведываются туристы и стоит ли ехать к вам любителям живописи из других городов?

– Каждый год количество посетителей музея растет. Конечно же, в основном это детские экскурсии, ведь музеи, к счастью, остаются в программах образования. Но особенно приятно, что искусством стали больше интересоваться и по собственной инициативе. По выходным к нам часто приезжают харьковчане и гости из других городов. Семейные и другие «не организованные» группы – сейчас не редкость. Во время футбольного чемпионата Евро-2012 было много иностранцев. Причем было видно, что европейцы имели представление, кто такой Репин.

Приезжайте – посмотреть есть что, ведь в состав музея входит несколько отделов, которые по сути являются отдельными музеями. Мемориальный отдел -- это дом-музей и усадьба, краеведческий отдел и художественная галерея. В летний период открыт для посетителей путевой дворец императора. Это здание является одной из старейших деревянных построек в Харьковской области (построено в 1819 году) и нуждается в реконструкции. Тем не менее, сейчас там экспонируется выставка «Хозяева и гости путевого дворца». Кстати, дворец находится в бывшем царском саду, который был любимым местом прогулок Ильи Репина. В фондах музея-усадьбы художника «Пенаты» под Санкт-Петербургом сохранилась фотография 1907 года, на которой Репин запечатлен на фоне фасада путевого дворца. Примечательно, что снимок сделала его вторая жена Наталья Борисовна Нордман, осваивая купленный на всемирной выставке в Париже фотоаппарат «Кодак».

– Скажите, а дом, в котором сейчас музей, принадлежал Илье Репину или он там родился?

– Нет, Илья Еимович родился и вырос в предместье Чугуева – в слободе Осиновка. У Репиных там было два деревянных рубленых дома, но они не сохранились до наших дней. А в новое жилище родители художника переехали, как мы предполагаем, в конце 60 годов XIX века, так как в 1874 году Илья Ефимович отправлял письма родителям уже по новому адресу. Сам же дом был построен в 1824 году в ходе широкомасштабных градостроительных изменений, которые были проведены в Чугуеве в связи с введением военных поселений и предназначался для «семьи солдата и его постояльцев». В этом доме жили не только родители Ильи Ефимовича, но и он сам. Сюда он возвратился после академической зарубежной поездки – пенсионерской, как тогда называли поездки за счет Академии художеств – и жил в родительском гнезде около года. В этом доме родился его третий ребенок и единственный сын Юра, который впоследствии тоже стал художником. А в усадьбе, за домом, находилась мастерская Ильи Ефимовича. Экспозиция мастерской сейчас располагается в построенном в 1989 году доме. Настоящий довольно большой деревянный рубленый дом, крытый соломой, предстоит восстановить. Здесь Репин создал наиболее интересные работы – например портрет «Протодиакон», а также задумал идею «Крестного хода».

– В каком состоянии усадьба и дом сейчас?

– Дом довольно добротный, кирпичной постройки, но с 3 августа 1969 года, когда был открыт музей, в доме ни разу не проводился капитальный ремонт. И только в этом году областной совет выделил на реконструкцию музея-усадьбы 1 млн. 300 тыс. грн. Ремонтно-реставрационные работы планируем начать в августе после празднования юбилея. Проект уже готов и, к слову, именно работа по воссозданию аутентичности репинского жилища оказалась наиболее сложной и заняла около десяти лет исследований и изучения архивных материалов. Ведь основной идеей было восстановление интерьера и внешнего вида дома в том виде, в котором он существовал в позапрошлом веке. Для этого необходимо восстановить черепичную крышу (сейчас она железная), заменить полы, восстановить печь, оштукатурить стены, как это делалось в то время. Также придется возвратить изначальную планировку жилья, для чего нужно убрать межкомнатные перегородки и заложить лишние окна. Реставрация коснется буквально всего, включая старинную ограду вокруг усадьбы.

Родственники художника говорят по-французски


– Добрый день, меня зовут Валентина. Светлана Ивановна, можно узнать, остались ли у Ильи Репина потомки в Украине? Может, они живут среди нас, а мы ничего и не знаем?

– По нашим сведениям, в Харькове и в Украине прямых потомков Ильи Репина нет. Его наследники по линии младшей дочери Татьяны сегодня живут во Франции. В 1930 году ее семья вынуждена была эмигрировать из-за преследований советской властью, которая, кстати, национализировала не только имущество Репиных, но и денежные вклады художника. В 1917 году на его имя в банке лежало 250 тысяч рублей. Сначала Татьяна переехала к отцу в Финляндию, а после его смерти – во Францию.

Сейчас неподалеку от Лиона живут два праправнука и праправнучка Ильи Ефимовича. Все они имеют русские имена, хотя говорят только по-французски. Никто из заграничных родственников не связан с живописью – у всех обычные специальности: преподаватели, инженеры, спортсмены. Родственники, которые приезжали в Чугуев три года назад, были потрясены, с каким пиететом здесь относятся к их известному предку.

К слову, полотен Ильи Ефимовича у французских родственников не осталось. Признаются, что в первое время эмигрантам пришлось продавать отцовские и дедовские шедевры, чтобы выжить в чужой стране.

Репин хотел создать на родине школу живописцев для бедных


– Добрый вечер. Меня зовут Вадим, я из Харькова. Светлана Ивановна, известно, что в Чугуеве очень гордятся Репиным, но мне кажется, что сам он стеснялся своего города и происхождения. Так ли это?

– Советские историографы утверждали, что Репин был из бедной семьи, да и сам художник в воспоминаниях отмечал: «Я родился военным поселянином. Это звание очень презренное -- ниже поселян считались разве что крепостные». На самом деле он лукавил. Репины не были бедняками, потому что военными поселянами они стали из чугуевских казаков – свободных и зажиточных людей. Например, его дед был из числа пяти самых богатых поселян. Хотя, конечно, родители Ильи не жили в роскоши, но, тем не менее, его отец – царский солдат, – выйдя в отставку, умело торговал лошадьми. Да и сам Илья Ефимович, очевидно, не был лишен предпринимательской жилки – в принципе, умел зарабатывать. При этом никогда не ссорил деньгами и был прижимистым – иногда экономил даже на проезде. Он считал, что деньги должны идти в толк. Хотя скрягой тоже не был и всегда помогал нуждающимся в его поддержке родственникам. Родные признавали в нем заботливого отца семейства.

Чугуев же художник любил, ведь здесь у него было счастливое детство и замечательные родители, старшая сестра, два брата, которые воспитывались в любви и взаимоуважении. Здесь ему впервые подарили краски и он так долго и с упоением рисовал, склоняясь над первой работой, что у него носом пошла кровь. Подростком Репин писал в Чугуеве иконы -- точнее сказать, картины на религиозные темы, которые несмотря на неточности, поражают своей внутренней глубиной и психологизмом. Четыре таких иконы сейчас хранятся в нашем музее. Сам он говорил, что интеллектуальной родиной для него является Петербург, а духовной – Чугуев. Здесь он прожил до 19 лет, а потом неоднократно приезжал сюда как студентом, так и всемирно известным мастером. Долгое время Репин мечтал построить на родине Деловой двор. Так назывались в военном поселении мастерские, в которых производили все – от икон до мебели, одежды и сбруи. Илья Ефимович задумал свой вариант. В его деловом дворе должны были открыться не только ремесленные, но и художественные мастерские, в которых бы дети из небогатых семей смогли обучаться живописи, графике, скульптуре.

В 1914 году Чугуевская городская дума бесплатно выделила ему шесть гектаров земли в очень красивом месте – на высокой горе. В июле он приехал, чтобы юридически закрепить за собой землю, и привез план делового двора. Здание, которое должны были возвести в Чугуеве, было фантастическим по тем временам – из стекла и бетона. Крыша также должна была быть стеклянной, чтобы живописцы имели верхний свет. Для постройки школы-мастерской был объявлен всероссийский сбор средств. Место будущего делового двора освятили. За свои деньги Илья Ефимович даже «пробил» артезианскую скважину, которая давала 35 ведер воды в час, что для Чугуева было актуально, поскольку город находится на возвышенности. Однако вскоре пришла весть о начале Первой мировой войны, и реализовать свою мечту художнику было не суждено. Сегодня на этом месте находится парк имени Репина, а вот колодец был разрушен, и никто не знает, где именно он находился.

Художник эмоционально писал письма


– Светлана Ивановна, здравствуйте, вас беспокоит Владимир Иванович. Хочется узнать каким человеком был наш великий художник и какими еще талантами обладал?

– Мало кто знает, но у Репина не было университетского образования. Знания он получил дома – в «маминой школе». Затем несколько лет учился в школе военных топографов, а после – в Академии художеств в Петербурге, где в то время общеобразовательных предметов читали мало. Одно время художник подумывал даже оставить на время живопись и поступить в университет. Тем не менее он обладал глубокими знаниями, широким кругозором и философским мироощущением. Все это – продукт самообразования и постоянной работы над собой. Его трудоспособность была огромной. Искусствоведы подсчитали, что творческое наследие Репина – около четырех с половиной тысяч работ разных жанров и направлений. Ведь, кроме живописи, мастер пробовал себя и в скульптуре, и в декоративном искусстве, и в графике.

Были у художника и другие таланты. Его биографическая книга «Далекое близкое» позволяет предположить, что если бы Репин не был бы великим художником, мог бы стать великим писателем. У него потрясающий стиль, хотя редакторы книги отмечали, что язык автора полон украинизмов и прочих словечек, что впрочем только придает рассказу яркости. Кроме того, Илья Ефимович любил эпистолярный жанр и переписывался почти со всеми известными людьми того времени. Моя наставница, бывший директор музея Галина Борисовна Андрусенко, говорила: «Не читай искусствоведов, читай Репина, он там весь». И действительно, у него легкий и открытый слог, в письмах он очень эмоциональный – такой же, как и его полотна.

Интересен также тот факт, что, будучи болезненным с детства, Илья Ефимович уделял много времени здоровью. Он и его семья вели здоровый образ жизни, занимались закаливанием. Художник всегда спал в своей комнате с открытыми окнами. Некоторые современники считали это чудачеством. Тем не менее, может быть, это и позволило ему дожить до 86 лет, сохраняя при этом работоспособность.

Личное дело
Светлана Ивановна Бучастая родилась 4 апреля 1965 года в Ворошиловграде (ныне Луганск). После окончания средней школы поступила на исторический факультет Ворошиловоградского государственного педагогического института им. Т.Г. Шевченко. В 1988 году с отличием окончила вуз. С 1985-го по 1987-й была депутатом Луганского городского совета народных депутатов. В 1988-1989 годах работала учителем истории в Оханской средней школе Пермской области.
В 1990 году начала работать в Художественно-мемориальном музее И.Е. Репина на должности младшего научного сотрудника. Через четыре года была назначена заведующей краеведческим отделом музея. С февраля 2001 года — директор музея.
С 2009 года является действительным членом Украинского национального комитета Международного совета памятников и достопримечательных мест (ICOMOS).
Замужем, имеет взрослого сына. Хобби — чтение художественной литературы.