Специалисты Харьковского филиала Национального научно-исследовательского реставрационного центра Украины волнуются за экспонаты  музеев, оказавшихся в зоне военных действий.

Многие из этих шедевров мастера не только держали в руках, но и подарили им вторую «молодость».

Судьба восстановленных работ пока неизвестна


В мае Харьковский филиал Национального научно-исследовательского реставрационного центра Украины планировал отметить 30-летний юбилей. В честь праздника предполагали сделать выставку отреставрированных экспонатов из всех музеев, с которыми сотрудничают специалисты, рассказывает заведующая филиалом Тамара Бакум. К сожалению, из-за ситуации в стране торжества пришлось отменить, а раритеты, которые планировалось показать гостям, отправились домой – в музеи.

Харьковские реставраторы сотрудничают не только с местными музеями. К примеру, для Горловского, Донецкого, Краматорского, Славянского, Артемовского музеев и Государственного историко-культурного заповедника в Святогорске мастера восстановили больше сотни экспонатов.

К сожалению, судьба работ, которые специалисты так трепетно восстанавливали для учреждений, оказавшихся в зоне военных действий, теперь под большим вопросом: в каком состоянии они сейчас находятся, удалось ли их сохранить во время бомбежек и обстрелов – неизвестно.

– Мы отреставрировали для своих коллег немало работ, и многие экспонаты вернулись в музеи буквально накануне военных событий. Конечно, у нас болит за них душа, -- делится реставратор станковой масляной живописи Тамара Еременко.

Харьковские реставраторы даже не звонят коллегам с расспросами о судьбе отреставрированных работ: зная, как дороги сотрудникам музеев ценные экспонаты, стараются не травмировать – предполагают, что ответы могут быть очень печальными.

– Мы много лет сотрудничали с этими музеями и знаем, что там работают настоящие энтузиасты, которые горячо заботятся об экспонатах. В Артемовском краеведческом музее, например, сотрудники не только бережно относятся к музейному фонду, но и проводят искусствоведческие и исторические исследования, пишут научные работы.

Полотнам делают омолаживающие процедуры


Реставраторы не менее трепетно относятся к произведениям искусства: главный принцип мастеров – не навреди. Особенно это касается реставрации живописи. Многие полотна требуют к себе особого внимания и осторожности, поскольку со временем связь основы, грунта и красочного слоя разрушается. Главные враги экспонатов – время и условия хранения, и харьковские специалисты сражаются с ними, стараясь вернуть работам былую «молодость». Возраст картин, которые приходится восстанавливать, исчисляется веками: самая старая работа, с которой имели дело харьковские мастера, появилась на свет более 400 лет назад.

Кстати, усложнить работу мастера могут не только ветхость экспоната и неправильное хранение. Как правило, старые полотна уже кем-то реставрировались ранее, еще 50–70 лет назад, рассказывает Тамара Еременко. И, к сожалению, зачастую работа выполнена непрофессионально – например, даже при крошечной утрате реставратор захватил и неповрежденную часть, похоронив под слоем краски ценную авторскую живопись. Нередко горе-мастера действуют так смело, что искажают работы почти до неузнаваемости.

– Бывает, берешь картину и видишь, какое прекрасное на ней было небо... Однако его кто-то полностью переписал глухой краской – без нюансов, воздуха, – вздыхает Тамара Еременко. – И когда за миллиметром миллиметр, используя специальные компрессы и скальпель, расчищаешь нанесенный слой, становится непонятно, зачем буквально из-за двух утраченных точек было переписано все небо.

Так, специалистам пришлось исправлять результаты чьей-то «реставрации» на натюрмортах Евдокима Волошинова.

– Евдоким Волошинов считается родоначальником украинского натюрморта, – рассказывает Тамара. – Его картины очень достоверны, выписаны с такой любовью, что похожи на песнь-гимн ягодам и овощам. Но после некачественной реставрации перед выставкой срочно пришлось восстанавливать целую серию его работ.

Реставраторы готовят клей из осетрины




Восстановление раритетов – дело ответственное, поэтому когда работа поступает на реставрацию, на нее заполняется подробный паспорт, в котором значится полная информация об экспонате; туда же скрупулезно вписываются сведения обо всех видах восстановительных работ.

– Сейчас изменились материалы и методики, – отмечает Тамара Еременко. – Мы стараемся реставрировать только в том месте, где произошли утраты. Очень важно, чтобы работа потом не выглядела «новоделом», не утратила патину времени. Поэтому используем максимально приближенные к оригиналу материалы.

Несмотря на обилие современных средств, в некоторых случаях харьковские специалисты предпочитают сами создавать волшебные зелья. Например, для укрепления поврежденных фрагментов старых работ используют клей, который делается из осетров, с добавлением гречишного меда.

Прикасаться к полотнам всегда волнительно: за каждой работой стоит история и мастерство ее создателя, которые нужно сохранить. Так, харьковским реставраторам попала в руки музейная икона Николая Чудотворца, с которой, по легенде, венчались родители Николая Васильевича Гоголя. На иконе было около 70% утрат, поэтому живопись на экспонате укрепили, чтобы воспрепятствовать ее дальнейшему разрушению, а для музея выполнили копию  на новой доске.

Старым полотнам делают рентген


Реставраторы иногда становятся свидетелями настоящих чудес. Во время работы над полотном на нем могут проявиться лица, фигуры, детали интерьера, которые раньше были просто темным пятном. А как-то при восстановлении иконы Тамара Еременко под слоем краски обнаружила ангела. Вообще, по канонам живописи, на таких иконах симметрично одному ангелу должен быть изображен второй, но в этом месте на работе был темный фон. Однако после расчистки лицевой поверхности небожитель все-таки «нашелся».

А иногда под слоем краски обнаруживается еще один — или даже несколько – рисунков, и в таких случаях реставраторы нередко делают полотнам рентген. Если полотно оказалось многослойным, решение, какой слой живописи ценнее, принимается коллегиально на реставрационном совете. 

В Украине всего три филиала реставрационного центра
Национальный научно-исследовательский реставрационный центр Украины находится в Киеве. В стране существует всего три филиала: во Львове, Одессе и Харькове. Специалисты занимаются реставрацией станковой живописи, графики, документов, металла, керамики и стекла, тканей, кости, дерева.

Харьковский филиал реставрационного центра находится в постоянном контакте с 38 музеями Украины – художественными, историческими, краеведческими.