31 июля исполнилось 25 лет со дня выхода правительственного постановления о создании историко-мемориального сериала Книги Памяти.

Книга Памяти – это тысячи увековеченных имен воинов, погибших в Великой Отечественной и Второй мировой войнах. Благодаря изданию множество наших современников после долгих и тщетных поисков информации о погибших или пропавших без вести родственников узнали, наконец, об их судьбе.

Украинцев погибло в 4,5 раза больше, чем считалось


– За это время поисково-издательское агентство «Книга Памяти Украины» силами областных структур и 500-тысячного отряда добровольных помощников-поисковиков выпустило более 450 томов, где увековечены имена свыше десяти миллионов погибших, – рассказывает руководитель Харьковской областной поисково-издательской научной редакции «Книги Памяти Украины» Виктор Петренко. – Издание «Книги Памяти Украины» обнародовало документально обоснованные данные о погибших на фронтах 6034768 гражданах Украины. Поименно установленное количество погибших украинцев в 4,5 раза превышает официальные советские данные. Таким образом, мировая общественность получает правдивую информацию о подвиге и жертвенности украинского народа в борьбе с гитлеровскими захватчиками.

За четверть века из печати вышли 26 томов Книги Памяти. В первых 20 томах историко-мемориального издания «Книга Памяти Украины. Харьковская область» увековечены имена свыше 345 тысяч наших земляков – воинов, партизанов, подпольщиков и свыше 86 тысяч освободителей края. Составляющей частью издания стала Книга Скорби, в которую занесены имена около 100 тысяч мирных граждан, погибших во время оккупации от фашистского террора, бомбардировок, голода, холода и болезней, связанных с войной. Во всех томах опубликованы исторические очерки, карты-схемы мест захоронений, перечень воинских частей, которые участвовали в боях на территории области, список военных медицинских учреждений, которые дислоцировались на Харьковщине в период с 1941 по 1947 год, список фашистских лагерей военнопленных на территории Харьковской области.
Поисковая работа по личным, письменным и телефонным обращениям людей не прекращается. Книга Памяти – это судьбы нескольких поколений: множество наших современников после долгих и тщетных поисков хоть какой-нибудь информации о погибших или пропавших без вести родственников нашли в издании фамилии близких им людей, узнали об их подвиге, месте их гибели и захоронения.

Исправлять неточность не стал


Книга Памяти не только уточняет официальные сведения о войне – благодаря изданию обнаруживаются и допущенные в военные годы ошибки. Так случилось с ветераном Великой Отечественной войны, участником Парада Победы в Москве 24 июня 1945 года, почетным гражданином Харькова, почетным председателем Харьковского областного комитета ветеранов войны Дмитрием Крячко, чье имя внесено в 18-й том Книги Памяти.

– В марте 1943-го в составе 179-й танковой бригады 25-й гвардейской дивизии в районе Тарановки и Соколово он прибыл в поддержку чехословацкого батальона полковника Людвига Свободы, – рассказывает руководитель Харьковской областной поисково-издательской научной редакции «Книги Памяти Украины» Виктор Петренко. – В бою был тяжело ранен и эвакуирован в госпиталь. Его сестра получила похоронку, в которой сообщалось, что 4 марта 1943 года в бою за Родину, проявив героизм и мужество, он пропал без вести.

– Вероятно, в одном из боев под Тарановкой я потерял капсулу, в которой содержались данные, куда и кому сообщить в случае гибели бойца, – вспоминал Дмитрий Афанасьевич. – А так как погибших в этом бою было очень много, решили, что среди них и Крячко. Но убедительных данных о моей смерти не было, поэтому меня отнесли к без вести пропавшим. Через шесть десятилетий после боев под Харьковом ветераны чехословацкого батальона и наши фронтовики побывали на месте тех далеких событий, и им подарили 18-й том областной Книги Памяти, где рассказывается об этих боях. Приехал домой, раскрыл книгу – и глазам своим не поверил: среди погибших мое имя. Я узнал, что похоронен в селе Тарановка в братской могиле.

Исправлять надписи на братской могиле ветеран тогда не стал: главное – остался жив.