Равнодушие чиновников… Волокита с решением проблем… «Отфутболивание» и отписки вместо решения вопроса по существу… Кто из нас не сталкивался с подобными явлениями в органах государственной власти? Как научиться грамотно отстаивать свои интересы в «высоких» кабинетах?

В статье 7 Закона Украины «Об обращениях граждан» говорится: «…если вопросы, затронутые в обращении, не относятся к компетенции данного органа государственной власти, местного самоуправления, то обращение пересылается по принадлежности соответствующему органу или должностному лицу в срок, не превышающий 5 дней». Об этом орган власти обязан уведомить заявителя в такой же срок.
Работа с обращениями граждан — одно из важнейших направлений деятельности органов прокуратуры. Статья 29 вышеупомянутого закона предусматривает, что надзор за соблюдением законодательства в данной сфере осуществляет генеральный прокурор Украины и подчиненные ему прокуроры.
В декабре 2006-январе 2007 годов прокуратурой Киевского района Харькова была проведена проверка соблюдения Закона «Об обращениях граждан» исполкомом Киевского районного совета Харькова. Проверка показала: хотя в основном требования закона соблюдаются, имеют место и нарушения. В частности, обращения граждан направлялись по принадлежности в другие ведомства с задержкой.
Кроме того, некоторые заявители получили письма, в которых им предлагалось… прибыть на заседания соответствующих комиссий исполкома. То есть вместо рассмотрения заявления по сути изложенной в нем проблемы человеку предлагали в неудобное для него время (до 17.00 часов) прибыть в исполком. Работающим людям приходилось (порой неоднократно!) отпрашиваться с работы. Малообеспеченные, социально незащищенные граждане — инвалиды, пенсионеры, матери, имеющие маленьких детей — были вынуждены по нескольку раз приезжать на заседания комиссий, что для них весьма затруднительно.
В итоге после всех мытарств человек не всегда добивался положительного решения своего вопроса. Все выявленные прокуратурой факты свидетельствуют о нарушениях требований, изложенных в статье 19 Закона «Об обращениях граждан». В ней, в частности, говорится: «Органы государственной власти и местного самоуправления обязаны всесторонне, объективно и своевременно проверить заявления и жалобы, письменно уведомить гражданина о результатах проверки и сути принятого решения».
А в статье 20 закона сказано: «Обращения рассматриваются и решаются в срок, не превышающий 30 дней с момента их поступления». Работники прокуратуры обнаружили, что нарушались и эти требования закона.
А ведь люди порой обращаются с такими проблемами, которые необходимо решать безотлагательно! Так произошло с коллективным заявлением в Киевский исполком от жильцов одного из пятиэтажных домов по ул. Чернышевского. Люди жаловались, что ремонтные работы в их доме проводятся с нарушениями строительных норм и правил, что угрожает их безопасности.
Мы обсуждаем проблему соблюдения требований закона с прокурором Киевского района Харькова Виктором Цимбалюком.
— Виктор Григорьевич, как часто люди обращаются в прокуратуру с просьбой повлиять на нерадивых, нерасторопных чиновников?
— В 2006 году таких обращений было более десяти. А в феврале 2007 года к нам обратилась гражданка Е. с заявлением, что Киевский исполком своевременно не решил по сути ее вопрос и не уведомил письменно о результатах проверки. После нашего вмешательства заявление гражданки было рассмотрено и меры приняты.
Пользуясь случаем, хочу сказать читателям «Вечернего Харькова»: смелей отстаивайте свои законные права. Если видите, что их нарушают, идите за защитой к прокурору!
В здании прокуратуры, в холле 1-го этажа, висит график приема граждан работниками прокуратуры. Мы составили его таким образом, чтобы любой, даже самый занятой человек без труда подобрал удобное для визита в прокуратуру время. На том же стенде представлен полный текст Закона «Об обращениях граждан». Меня радует, когда вижу, что посетители знакомятся с этим документом.
— Известно, что консультация у адвоката — удовольствие не из дешевых. Теперь же любой гражданин может получить в любой прокуратуре города и области бесплатную (!) юридическую консультацию…
— Да, это так. И мы с удовлетворением констатируем, что люди все более активно используют такую возможность.
— Виктор Григорьевич, с какими проблемами граждане чаще всего обращаются в райисполком?
— Чаще всего просят оказать материальную помощь (как правило, в связи с тяжелой болезнью), часто испрашивают согласия на совершение сделок от имени несовершеннолетних, жалуются на низкое качество предоставляемых им жилищно-коммунальных услуг. Впрочем, жалоб по последнему пункту стало значительно меньше, так как теперь с этой бедой обращаются во вновь созданное КП «Жилкомсервис». Остальные проблемы в заявлениях граждан составляют существенно меньшую долю.
Что касается проверки соблюдения Закона «Об обращениях граждан», то по ее итогам нами внесено представление председателю Киевского исполкома. Оно было рассмотрено и удовлетворено. Должностные лица, виновные в нарушениях, были привлечены к дисциплинарной ответственности.