2 марта 2007 года состоялись общественные слушания «Правил застройки г. Харькова». Из докладов членов рабочей группы (авторов) видно, что они серьезно заботятся о развитии города. Но, на наш взгляд, в предлагаемом проекте Правил многое из того, что декларируется на словах, не нашло отражения. Вот, например, только несколько предложений и замечаний из того, что мы направили для рабочей группы.

1. На стр. 6 Правил указано, что «местные правила застройки являются правилами поведения…» (то есть процессом взаимодействия, приспособления и изменения). Это правильно. Необходимо установить в городе именно «правила поведения», так как сама градостроительная и архитектурная деятельность и так уже установлена действующим законодательством Украины. Однако на стр.123, абзац 3 читаем уже нечто иное: «соблюдение «процедур», установленных Правилами». «Процедура» же — это «установление порядка ведения дел», а не «поведения». Так что же все-таки будут устанавливать Правила — процесс взаимодействия (поведение) или порядок ведения дел (процедуру)? Мы считаем, что эти неточности нужно обсудить, поскольку вопрос этот не только теоретический, но и юридический и дает изначально понять, для чего, собственно, нужны правила громаде, заказчикам, инвесторам, горсовету и т.д. В настоящий момент предложенные Правила отражают много нормативной информации, необходимой для заказчика-инвестора, и мало самого процесса именно «поведения» субъектов.
2. В Правилах нет схемы распределения территории города на зоны по допустимым видам застройки и иного использования, а именно эта информация является интересной для громады. И скорее всего именно с этого Правила и должны были бы начинаться.
3. Правила объемны. На усмотрение авторов предлагаем исключить приложения, так как эти документы известны инвесторам-заказчикам, но не несут какой-либо нужной информации для населения, которое больше интересуется расстояниями между новым и старым зданием, инсоляцией, влиянием новостройки на сохранность несущих конструкций старых строений, технологией устройства фундаментов, временем работы и путем движения машин и механизмов, благоустройством территории и что конкретно сделают на их домах. Эти вопросы необходимо прописать в Правилах, так как это будет правилом поведения (взаимодействия) горсовета, архитекторов, заказчиков и жителей.
4. В Правилах нужно указать, что граничный размер отчислений на развитие устанавливается законодательством Украины и в период введения в действие настоящих Правил составляет 10%. Эта информация будет полезна для всех.
5. Нужно определить, какая громада имеет отношение к новому строительству (раздел 6.2). Другими словами, нужно определить, что такое «близлежащие» (близнаходящиеся) дома — отсюда вытекает, жители каких домов участвуют в общественных слушаниях, в каких домах производятся ремонты и т.д.
6. Добавить Правила порядком оценки и сноса зеленых насаждений.
7. Поскольку Правила за-стройки Харькова являются правилами поведения субъектов градостроительной деятельности, то «поведение», вероятно, должно предусматривать и ответственность на основе местных решений наряду с ответственностью согласно действующему законодательству Украины. Например, при каких нарушениях поведения будут отменяться решения сессий в сфере градостроительства; как будет действовать горсовет в случае невыполнения исполнительным комитетом настоящих правил; если со стороны громады будут проявления «рейдерства», то же — о подрядчиках и заказ-
чиках.
8. Считаем целесообразным рассмотреть возможность редакции ряда пунктов Правил с целью сокращения, уменьшения объема печатного текста, что в свою очередь позволит добавить еще материал и не создаст перезагрузки для чтения любым членом территориальной общины. (Например, на стр. 48 в п. 3.2.3. абзац 2 можно убрать «надлежащим образом», заменив на «нотариально». Далее — по тексту, но после слов «о государственной регистрации» исключив «нотариально удостоверенную копию». Таких пунктов, которые можно отредактировать, в Правилах достаточно.
Считаем, что в обсуждении правил желательно участие как можно большего количества жителей города, а помочь в этом могут средства массовой информации. Тогда действительно может «родиться» документ, который нужен всем харьковчанам.