Пять лет назад перестало биться сердце народного артиста России Зиновия Высоковского, запомнившегося миллионам телезрителей ролью одного из популярнейших героев легендарного «Кабачка «13 стульев».

Популярность актеру Зиновию Высоковскому принесла роль писателя-графомана пана Зюзи в «Кабачке «13 стульев». Телезрителям он знаком и по блестяще исполненному на эстраде монологу подвыпившего интеллигента, а также по ролям в фильмах «Живые и мертвые», «Еще раз про любовь», «Безумный день, или Женитьба Фигаро». А театралы помнят его в постановках Московского театра миниатюр и Московского театра сатиры. Судьба отмерила актеру 76 лет.

О том, каким человеком был Зиновий Моисеевич, «ФАКТАМ» рассказал его друг известный режиссер и сценарист Виктор Мережко.

— Виктор Иванович, как вы познакомились с Зиновием Высоковским?

— Нас познакомил Анатолий Папанов, с которым я дружил. Зиновий Высоковский работал с ним в Театре сатиры. Когда на телевидении появился знаменитый «Кабачок «13 стульев», пан Зюзя, которого играл Зиновий, стал очень популярным. Как-то Анатолий Дмитриевич познакомил меня с Высоковским. Я тогда был начинающим сценаристом, но уже в какой-то степени известным.

Зиновий тут же попросил меня написать сценарий с главной ролью для него, так как снимался преимущественно в эпизодах и маленьких сценках. Он был человек цепкий и хваткий, хотя и деликатный. Мы обменялись номерами домашних телефонов и стали созваниваться.

Зяма, как называли его по-свойски, жил недалеко от ЦДЛ — Центрального дома литераторов. И мы там достаточно регулярно встречались в ресторане. Он был совершенно фантастический рассказчик! Мог рассказывать сутки напролет — и всегда интересно и невероятно смешно. Он знал огромное количество анекдотов — думаю, не меньше, чем Юрий Никулин. Некоторые, как мне кажется, Зяма придумывал.

Практически каждый год Зиновий приезжал в Анапу на кинофестиваль «Киношок». Я ему говорил, что он у нас талисман. Приезжал Зиновий всегда с радостью, выступал, смешил… Встречали пана Зюзю очень тепло.

— Зиновий бесконечно любил жену, дочь и внучку. Внучку Сонечку, еще маленькой, всегда брал с собой на фестивали. Когда же она училась в театральном, а я запустил в работу свой сценарий «Сонька Золотая Ручка», он попросил меня попробовать ее на роль главной героини. «Моя внучка — Сонечка, и у тебя в сценарии — Сонечка, — объяснил. — Приезжай ко мне домой, посмотри». Я подумал: накроют стол (Зяма умел хорошо принимать), и в случае чего мне будет неловко отказать.

Встретились мы с Сонечкой у станции метро «Маяковская». Я увидел очаровательную девушку, очень интеллигентную москвичку. Но Сонька Золотая Ручка — совсем иной образ. В тот же вечер я позвонил Зяме и сказал ему все как есть, что ищу совершенно другой характер. И предложил роль для него.

Когда запустился с картиной, ассистенты звонили Зиновию. Но он в это время отдыхал — кажется, в Болгарии. Ему назначили день съемок, ждали. Зиновий приехать не смог. Потом я ему позвонил и говорю: «Зямочка, ну что же ты не приехал? Ты же читал сценарий и роль тебе понравилась…». Он сказал, что ассистенты плохо до него дозванивались. Думаю, видимо, он обиделся из-за Сони. Так в фильме Зиновий и не снялся.

Потом мы увиделись на одном дне рождения, сидели рядом за столом, Зяма представил меня присутствующим как своего друга. А до этого у него вышла книга, и я писал к ней предисловие. Он сказал тогда: «Витя, твое вступительное слово интереснее, чем-то, что я написал внутри».

— Из-за чего Зиновий Высоковский поссорился с главным режиссером Театра сатиры Валентином Плучеком и решил уйти оттуда?

— В своих решениях был очень принципиальным. Он всегда очень жестко стоял на своей точке зрения. Когда поругался с Плучеком, я ему сказал: «Зяма, может все-таки, вернешься в театр?» Он ответил: «Никогда!» Расхождение случилось из-за какой-то постановки. Плучек с чем-то не согласился, высказал это в резкой форме. Ну, а Зиновий не потерпел этого и написал заявление об уходе. Кроме того, Плучек не очень жаловал его ролями. После ухода из театра Зиновий Высоковский стал выступать с концертами. Их было много. Зрители его очень любили. Когда он выступал, зал взрывался хохотом. Зиновий был замечательным эстрадным артистом. Истории он рассказывал без эпатажа, достаточно спокойно, ровно. Но как умел делать паузы и акценты на определенных фразах и словах! Это было поразительно.