Представьте ситуацию: подходите вы к банкомату, а он отказывается выдать вам нужную сумму. Или в супермаркете кассирша говорит, что у вас нет денег на карте. Хуже не придумаешь. Если вы уверены, что деньги куда-то пропали без вашего ведома, то начинайте долгую и нудную процедуру по возврату средств.

Куда они уходят
Как только человек узнает о том, что на его счету не осталось ни копейки, его первая мысль: мошенники каким-то образом смогли добраться до его счета. Тем более что способов это сделать не так уж и мало - к ним относятся фишинг, установка фальшивых банкоматов, перехват кодов в Интернете и прочие. Но деньги могут пропасть не только стараниями аферистов.

Причиной может стать электронный сбой во время совершения транзакции в торговой сети. Довольно часто происходит такая неприятность: банк успешно резервирует необходимую сумму, однако POS-терминал не получает подтверждения об этом, соответственно кассир считает, что операция не совершена. И он второй раз «прокатывает» карточку через терминал - происходит второе снятие.

Спешим успокоить вас - этот случай не грозит хозяину платежной карточки финансовыми потерями. Дело в том, что при проведении транзакции деньги со счета не сразу списываются в пользу магазина. Они просто резервируются для совершения платежа. Достаточно позвонить в банк и сообщить, что произошла двойная транзакция, и уже банк будет разбираться с магазином. А документом послужит чек с вашей подписью (слип-чек), который остался в магазине. Банк попросит торговую точку предъявить по одному чеку на каждую транзакцию, а у магазина окажется только один. После выяснения обстоятельств банк восстановит справедливость, и деньги снова появятся на вашем счете. Но на это может уйти несколько дней.

Как рассказывают банкиры, бывают и смешные ситуации, когда клиенты забывают о совершенных платежах или картой втихую пользуются родственники. Бывали и такие, кто находясь в подпитии, в «гусарском порыве» оплачивал счет за весь стол, где праздновала большая компания, а наутро не мог вспомнить о своей невиданной щедрости. А вот еще ситуация - кто-то из семьи делает покупки или снимает деньги без предварительного согласования с владельцем карточки, а тот, не перезвонив супруге или другим родственникам, спешит на разборки в банк. После выяснения всех подробностей придется извиниться перед банком и разбираться со своими домашними.

Когда нет смысла жаловаться

Самый худший вариант, если клиент теряет платежную карточку (или она была украдена) вместе с ПИН-кодом. В этом случае вернуть свои деньги вам не удастся. Дело в том, что ПИН-код - это секретная информация, которую не знает даже банк. Если клиент так или иначе передал ее третьим лицам и те ею воспользовались, то пенять остается только на себя. Банк откажет в выплате денег, мотивируя это тем, что клиент несет ответственность за код и обязуется хранить его в тайне. Поэтому если у вас украли карту, то постарайтесь ее тут же заблокировать. Тогда злоумышленники не смогут снять с нее деньги или произвести транзакцию в какой-либо торговой точке.

Правда, у клиента есть шанс вернуть свои средства, если он докажет, что секретная комбинация была получена без его участия. Сейчас злоумышленники часто используют всевозможные приспособления, позволяющие считывать карту и узнавать код. Для этого применяются специальные сканеры и видеокамеры, которые транслируют мошенникам изображение клавиатуры банкомата. В этом случае клиенту придется доказывать, что все произошло именно так и он не в сговоре с аферистами.

Шансы есть, их не может не быть

Процедура возврата средств иногда затягивается на 3 месяца. Хотя чаще всего банкиры разбираются до - 5 дней. Это происходит так. Комплект документов и сопроводительную информацию банк - эмитент карты отправит в адрес банка, который обслуживает транзакции, или в адрес платежной системы. После этого он получит возврат оспариваемой суммы на свой транзитный счет. На этом счету средства будут находиться до истечения срока расследования.

По словам банкиров, вероятность возврата средств можно оценивать как 50 на 50. Прав оказывается тот, у кого больше доказательств: проверят и подпись, и показания кассира, и даже могут запись камеры слежения запросить.

В том случае, если клиент не сможет доказать, что транзакция была мошеннической, ему придется уплатить за проведение расследования штраф в размере $10-20.

Процедура возврата

Если вы заметили, что с вашего счета пропали деньги, то нужно написать заявление в банк. Служба безопасности банка проведет специальное расследование с целью выяснить, когда, где и каким образом пропали деньги. При этом вас будут вызывать для дачи подробных письменных показаний и подачи заявления в милицию. В случае необходимости банк может попросить предоставить торговые и банкоматные чеки на все транзакции, поэтому копии платежных чеков необходимо хранить в течение одного года.

В особо сложных случаях банк может потребовать дополнительные документы. Например, если ваши деньги ушли через Таиланд или Бразилию, то в качестве дополнительных доказательств вашей непричастности подойдут копия загранпаспорта и справка с места работы о том, что вы не были в отпуске.

Если в ходе расследования будет доказана невиновность клиента в том, что оспариваемая транзакция имела место, деньги зачисляются на его счет.
Справка

Пишем заявление

На каждую оспариваемую транзакцию необходимо написать «Заявление о несогласии с транзакцией», в котором указать следующие данные:

- ФИО владельца карты;

- адрес, домашний и рабочий телефоны;

- номер, тип и срок действия карты, по которой совершены несанкционированные транзакции;

- дату, сумму и валюту несанкционированной транзакции;

- название и адрес магазина или терминала, где проведена несанкционированная транзакция;

- дополнительную информацию, которая может оказаться полезной при проведении расследования. Допустим, если несанкционированные транзакции начались после вашей недавней поездки за границу, то имеет смысл написать, банкоматами каких банков вы пользовались и в каких торговых предприятиях расплачивались карточкой. В заявлении необходимо также указать причину вашего несогласия с транзакцией. Например:

ни вы сами, ни кто-либо из уполномоченных вами людей не получали какого-либо товара или услуги как результата транзакции;
ваша карта была утеряна или украдена. Необходимо указать дату и место утери/кражи карты;
к моменту совершения оспариваемой транзакции карта вами еще не была получена.