Накануне празднования дня рождения Тараса Шевченко в прямом эфире программы «Лабиринт» облТВ прошла дискуссия о значении творчества Кобзаря для формирования объединительной национальной идеи. Семь преподавателей украинской литературы и деятелей националистических организаций представляли тех, кто считает, что национальной идеи у государства Украина до сих пор нет и такой идеей должна стать консолидация по защите украинского языка — «как завещал Великий Кобзарь».

Тезисы, выдвинутые в ходе дискуссии, знакомые и, на мой взгляд, слабо аргументированные: надо брать пример с прибалтов, а то мы, мол, живем на своей земле как бы в гостях. Язык засорен вульгаризмами и суржиком. Главенствуют деньги, интересы, отдельные общественные деятели, а национальной идеи нет. Мало называть народ — «моя нация», надо нашей элите научиться быть рядом с народом. И в то же время нужно видеть основные проблемы, которые поставил Великий Тарас — что есть ложь и истина?
Вот и настало время в этом разобраться. Русское движение Украины, которое я возглавляю в Харьковском регионе, выступает против искусственного вырезания из творчества Тараса Шевченко его русскоязычной части и призывает относиться с уважением к общественно-политическим взглядам, которые разделял Тарас Шевченко. Кирилло-Мифодьевское братство, в которое входил Шевченко, исповедовало идею единства славянских стран («од моря и до моря»). Выражение «В каждой хате-своя правда и воля», так часто цитируемое, относится прежде всего к самостоятельности регионов и синхронизирует с известным сковородиновским «Каждому городу — нрав и права!»
У Тараса Шевченко есть и славянский федерализм, и федерализм внутренний как средство ограничения диктата центра по отношению к регионам, и двуязычие — элементы конструкции национальной идеи, делающие ее поистине общеукраинской.

В тему

Комментарий председателя временной контрольной комиссии Харьковского облсовета по содействию применения норм европейского законодательства Владимира Алексеева:
«Отсекать русскоязычную часть наследия Великого Кобзаря или изучать его прозу, написанную на русском языке в разделе «иностранная литература», очевидная глупость и преступление перед народом Украины.
Задача всех порядочных людей — сохранить наследие Великого Тараса, сделать его достоянием как можно большего круга его почитателей, причем без ограничения по языковому признаку. Пора научиться воспринимать и Тараса, и Украину такими, какими они есть, а не пытаться вогнать их в прокрустово ложе убогой национальной идеологии».